15:53, 20 апреля, 2015

ВСЕГДА БЫТЬ ПЕРВЫМ

1 018 0

«ПЕРВЫЙ КАНАЛ»: 20 ЛЕТ СПУСТЯ

«Первый канал» был, есть и остается самым популярным российским телеканалом. Ежедневно «первую кнопку» включает приблизительно 16% всех россиян в возрасте от 6 до 54 лет, а рейтинги самых известных передач телеканала всегда обеспечивают высокие рекламные сборы. Причина такой популярности в верности традициям, заложенным еще в советское время, внимательном отношении к новым форматам телесмотрения и, конечно же, в высочайшем уровне телевизионной журналистики и качестве контента.

ПЕРВАЯ ПРОГРАММА ЦЕНТРАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

На «Первом канале» принято отмечать день рождения 1 апреля. Именно в этот день в 1995 году начало вещание «Общественное российское телевидение» (ОРТ), однако на самом деле история почти на полвека длиннее, — на интуитивном уровне это понимает любой телезритель. Генеалогически «Первый канал» восходит к Первой программе ЦТ СССР, начавшей тестовое телевещание в 1951 году, а с 1 января 1955 года выходившей в эфир ежедневно. Именно тогда были образованы четыре первые редакции ЦТ: общественно-политическая, литературно-драматического вещания, передач для детей и музыкальная.

Для большинства телезрителей старшего поколения «первая кнопка» всегда ассоциируется с телевизионными брендами, ставшими визитной карточкой российского телевидения вообще: программа «Время» (с 1968 года), КВН (с 1961 года), «Что? Где? Когда?» (с 1975 года), «Здоровье» (с 1960 года), «Человек и закон» (с 1970 года). Некоторые старые советские телепередачи, выходившие на первой программе, конечно, сейчас подзабылись или «переехали» на тематические телеканалы, тем не менее, они стали образцами телевизионных жанров. 

«Клуб путешественников» (с 1960 года; передача прекратила свое существование в октябре 2003 года после смерти Юрия Сенкевича), «В мире животных» (с 1968 года; сейчас транслируется на телеканале «Моя планета»), «Голубой огонек», «В гостях у сказки», «Будильник», «Утренняя почта», «Международная панорама», «Футбольное обозрение»,— при одном только упоминании этих передач многие телезрители начинают испытывать ностальгические ощущения, даже если они в те времена были совсем еще маленькими детьми.

Телевещание Первой программы Центрального телевидения всегда отвечало последнему слову техники: так, c 1 октября 1967 года началось регулярное вещание в цвете; с целью обеспечения трансляции в Москве была построена Останкинская телебашня, ставшая не только источником сигнала, но и главным символом «Первого канала». Кроме того, той же осенью 1967 года началась ретрансляция программ ЦТ через спутник «Орбита-1» на Дальний Восток. Позже в космос были запущены еще три спутника системы «Орбита», позволившие с 1 января 1976 года начать вещание Первой программы в часовых версиях +8, +6, +4 и +2. Общие принципы советской системы, несмотря на смену технических параметров телевещания, да и самой страны, сохраняются и по сей день: вещание идет в пяти часовых зонах: зона А — Камчатка, Чукотка, Магадан, Сахалин; зона Б — Дальний Восток, Восточная Сибирь; зона В — Центральная Сибирь; Зона Г — Западная Сибирь; Зона Д — Центральная Россия.

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН: РГТРК «ОСТАНКИНО»

Горбачевская перестройка существенно изменила лицо отечественного телевидения. На ЦТ начали появляться первые, поначалу робкие коммерческие элементы в виде рекламных вставок, например, во время трансляции Сеульской Олимпиады в 1988 году. На смену классическим советским телепередачам, терявшим популярность, начали приходить телешоу западного образца, телеигры, рассчитанные на массовую аудиторию, существенно увеличилась доля молодежных и публицистических программ. В конце 1990 года начали появляться первые негосударственные компании по производству телеконтента; самой известной из них становится телекомпания ВИD, создающая главные хиты эпохи исторического перелома: «Взгляд», «Поле чудес», «МузОбоз», «Матадор», «Час пик», «Тема», «Звездный час», «Угадай мелодию» и т. д.

Продюсеры и ведущие новых программ — молодое, энергичное поколение тележурналистов: Влад Листьев, Александр Политковский, Александр Любимов, Сергей Бодров-младший, Константин Эрнст, Иван Демидов. Большая часть программ транслируется по Первой программе в вечерний прайм-тайм. 

Однако вскоре самому существованию Первой программы приходит конец. В 8 часов утра 19 августа 1991 года телецентр в Останкино берут под охрану десантные войска. В телеэфире — заявления членов ГКЧП о недееспособности Горбачева, в перерывах — классическая музыка. Никто не понимает, что происходит. В вечернем выпуске программы «Время» в эфир, вопреки всему происходящему, попадает сюжет об обстановке у Белого дома, в кадр попадает Ельцин. Журналист, снявший сюжет, прямо в эфире высказывает сомнение: а «пропустят» ли, вообще, его контрастирующий с общим хвалебным тоном репортаж; журналиста немедленно увольняют, однако дело сделано, семя недоверия к ГКЧП посеяно. На следующий день в 15:00 похожая «диверсия» была устроена выпускающим редактором выпуска новостей Татьяной Соповой; позже Евгений Киселев назовет ее «маленькой женщиной, из-за которой провалился путч».

27 декабря 1991 года «первая кнопка» получила новое название — РГТРК «Останкино», ее первым генеральным директором становится Эдуард Сагалаев. Изначально предполагалось, что компания будет вещать на территории всего СНГ, а члены СНГ станут пайщиками. Однако центробежная сила распада СССР продолжала делать свое дело: бывшие советские республики отказались от своей доли (идея, впрочем, осталась жива, реализацией ее с появлением цифрового телевещания стал телеканал «Мир»). 

3 октября 1993 года вещание РГТРК «Останкино» снова было прекращено. Вечером собравшиеся около телецентра сторонники Верховного Совета пошли на штурм. В 19:26 диктор канала объявил в прямом эфире о прекращении вещания в связи с опасностью для жизни сотрудников телекомпании; фактически в это время на первом этаже телецентра шел бой. Взять «Останкино» Макашову и Руцкому не удалось, несмотря на ожесточенную перестрелку с использованием БТР и гранатометов. К утру штурм захлебнулся. 

УБИЙСТВО ВЛАДИСЛАВА ЛИСТЬЕВА И РОЖДЕНИЕ ОРТ

К 1995 году вокруг Первого канала сложилась запутанная ситуация. С одной стороны, существовала государственная телекомпания «Останкино», с другой — бо́льшая часть идущих в прайм-тайме передач производилась частными компаниями. Именно частные компании (ВИD, АТВ, REN-TV, «Класс!») стали инициаторами создания телеканала нового формата. 29 ноября 1994 года указом Бориса Ельцина была создана телекомпания «Общественное Российское Телевидение», 51% акций которой принадлежал государству, а остальные 49% — представителям бизнеса. Вещание должно было по плану начаться 1 апреля 1995 года.

Однако ровно за месяц до этого произошло страшное событие — вечером 1 марта в 20:38 в подъезде собственного дома спустя несколько часов после программы «Час Пик» был убит первый генеральный директор ОРТ Владислав Листьев. 2 марта «телевизор не работает» — за исключением коротких выпусков новостей на экране на всех каналах заставка «Владислав Листьев убит». У преступления два возможных мотива: либо журналистская деятельность погибшего, либо экономические интересы в связи с запуском нового канала; своей прямотой и неуступчивостью Влад многим не нравился. Убийство Влада Листьева остается официально нераскрытым более 20 лет, новые факты и мнения до сих пор будоражат публику.

НОВЫЙ СТАРЫЙ БРЕНД

Смена формата позволила ОРТ уже к сентябрю 1995 года вернуть начавшую было расплываться по другим телеканалам аудиторию (так, в дневное время в Москве «Останкино» значительно уступало по объему аудитории телеканалу 2х2, а в вечерние часы — НТВ). На канале появились новые лица: Кирилл Клеймёнов, Екатерина Андреева, Сергей Доренко. 6 сентября 1999 года генеральным директором ОРТ становится Константин Эрнст, создатель блестящей авторской передачи «Матадор», продюсер «Русского проекта» — серии роликов социальной рекламы, ставших для многих телезрителей серьезным идеологическим подспорьем на фоне всеобщей деградации девяностых. Слоган из ролика «Всё у нас получится» стал если не национальной идеей, то, по крайней мере, тезисом, максимально к ней приближенным. 

Эрнст радикально меняет сетку вещания, закрывает низкорейтинговые передачи, нимало не смущаясь звездными именами: так, «под раздачу» попадают авторские программы Владимира Познера, Сергея Доренко, Александра Гордона и Юрия Грымова. 1 октября 2000 года полностью меняется дизайн канала, именно тогда утверждается существующий и по сей день логотип телеканала. В сентябре 2002 года название телеканала окончательно меняется с официального ОРТ на «Первый канал»; по сути дела, речь идет даже не о ребрендинге в привычном смысле этого слова, а о возвращении старого, всем хорошо понятного бренда. Появляются первые реалити-шоу: «Последний герой» и «Фабрика звезд».    

НАШИ ДНИ

Сегодня «Первый канал» — признанный лидер российского телеэфира, самый популярный и любимый русскоязычный канал в мире, надежный источник информации и развлечения для более чем 250 миллионов телезрителей по всему миру. Четыре международные версии «Первого канала» вещают в странах СНГ, Балтии, Европы, Азии, Северной Америки, в Австралии, Африке, Канаде и везде, где есть потребность в высококачественном телевидении на русском языке. Миссия «Первого канала», как ее формулируют в самой компании, — всегда быть Первым и дарить миллионам людей во всем мире первоклассный российский телепродукт. 

«Доброе утро!», «Модный приговор», «Голос», «Точь-в-точь», «Пусть говорят», «Пока все дома», «Давай поженимся!», «Кто хочет стать миллионером?», «Жди меня», «Время», «Вечерний Ургант», — вот названия только самых рейтинговых программ «Первого канала». В эфире — только отборный киноконтент, как отечественные, так и зарубежные фильмы, для любителей телесериалов — блок «Городские пижоны», впервые представивший российскому телезрителю такие хиты как LOST, «Блудливая Калифорния», «Шерлок» и «Карточный домик». Собственное производство телесериалов также предмет гордости: «Московская сага», «Дети Арбата», «Хиромант», «Гибель империи», «Есенин», «Апостол», «Сын отца народов», «Оттепель», «Куприн», «Мажор», «Орлова и Александров», «Фарца», — рейтинговые показатели российских сериалов, выходящих сразу после программы «Время», традиционно высоки.

Телешоу
Ток-шоу "Вечерний Ургант"
Телешоу
"Голос" - одна из самых популярных программ "Первого канала"
Телешоу
Программа "Давай поженимся"
Телешоу
Ведущий программы "Пусть говорят" Андрей Малахов

Возможности цифрового телевещания открыли для «Первого канала» принципиально новую страницу его истории. С ноября 2003 года канал частично перешел на стереовещание. С 2007 года «Первый канал» доступен всем абонентам спутникового телевидения «Триколор ТВ». C 2008 года телеканал имеет собственное интернет-вещание. 1 июня 2011 года «Первый канал», первым из федеральных каналов России, перешел на формат вещания 16:9 для цифрового и спутникового вещания. 

Однако настоящую революцию на российском телевидении «Первый канал» осуществил в декабре 2012 года. 24 декабря 2012 года «Первый канал», опять же, первым из российских федеральных телеканалов, начал регулярное вещание HD-версии телеканала, полностью дублирующей основную версию в формате SD. «Триколор ТВ» одним из первых российских операторов включил «Первый канал HD» в свою сеть уже в декабре 2012 года. Контент «Первого канала», документальные и художественные фильмы, сериалы, концерты и программы собственного производства используется при заполнении сетки тематических каналов, составляющих «Цифровое Телесемейство Первого канала». «Дом Кино», «Дом Кино Премиум», «Время», «Телекафе», «Музыка Первого», — Цифровое Телесемейство прочно ассоциируется у многих телезрителей с новейшими технологиями, универсальностью и высочайшим качеством контента. 

Все тематические телеканалы Цифрового Телесемейства Первого канала доступны абонентам «Триколор ТВ» в пакете «Единый»


Поделись с друзьями
Другие статьи по тегам
Комментарии(0) Комментировать
Загрузка...