18:59, 14 августа, 2015

Веселые злодеи Гайдая

633 0

Десять веселых злодеев из фильмов Гайдая

Советское кино, в отличие от многих современных фильмов, всегда славилось героями неоднозначными и чрезвычайно запоминающимися. Причем неважно, о положительных персонажах шла речь, или же о злодеях и тунеядцах. Особенно яркие алкоголики, бездельники и аферисты получались у Леонида Гайдая. В его фильмах добро побеждало зло изящно, с юмором и жизнелюбием, несмотря на то, что у отрицательных персонажей всегда была «фора». Но даже самые «плохие» герои всегда наделены недюжинной харизмой и на поверку оказываются далеко не потерянными членами общества. Режиссер никогда не стремился никого воспитывать, не читал нотаций – он просто снимал кино с любовью к людям, и потому его фильмы до сих пор актуальны и цитируются при любом удобном случае. Сегодня вспомним самых ярких отрицательных персонажей Гайдая.

ТРУС, БАЛБЕС И БЫВАЛЫЙ

Колоритная троица, где все друг друга дополняют, усиливая общее впечатление. Тунеядцы, алкоголики, бездельники, мелкие правонарушители с очень вредными характерами. Роли исполнили Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов. Уморительное трио появляется в картинах Гайдая неоднократно: «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики». «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» - везде одни и те же антисоциальные лица. 

Внутри этой компании наблюдается некоторая иерархия. Так, Бывалый – крупный, уверенный в себе, сильный и грубоватый лидер. Трус – его прозвище говорит само за себя – неуверенный, слабоватый, безвольный, вечно мерзнущий, мнительный, с характерным писклявым голоском. Ну а Балбес – оптимистичный и жизнерадостный, смешной, развязный, любит выпить и побалагурить. В свободное от мелких правонарушений время все трое занимаются какой-то нелегальной деятельностью: то незаконно торгуют чем-нибудь, то обучают твисту. И в каждом фильме они непременно попадают в руки милиционеров. Сатира заключалась главным образом в том, что в тогдашнем обществе таких персонажей было немало. Причем, выбранный ими образ жизни в глазах среднестатистического советского гражданина был смешным уже сам по себе. 

Троицу Гайдая многие зрители помнят по таким цитатам: «Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!», «Жить, как говорится, хорошо. - А хорошо жить - еще лучше» , «Короче, Склифосовский! , «Где этот чёртов инвалид?! — Не шуми! Я инвалид!»


АНТОН СЕМЕНОВИЧ ШПАК

Герой фильма «Иван Васильевич меняет профессию», его играет Владимир Этуш. По сюжету его обокрал другой предприимчивый злодей, о котором речь впереди. Антон Семенович – сосед Шурика. Работает стоматологом, жаден до неприличия. Стоматология, как видно, была довольно прибыльной отраслью во все времена, недаром вор Милославский обнаруживает в квартире зубного и деньги, и золото, и технику, и дорогую импортную одежду, и облигации. Шпак, впрочем, считает, что все это нажито «непосильным трудом», о чем с удовольствием разглагольствует. При этом он склонен сгущать краски: рассказывая о краже, он сперва удваивает, а потом и утраивает количество украденного. 

Жаден не только до материальных ценностей, но и до женщин: вор перехитрил его, притворившись девушкой и назначив по телефону свидание. Пока Шпак ждет таинственную незнакомку, из его квартиры выносят имущество. Кроме того, очень вспыльчив и любит ябедничать и писать доносы. 

Самые известные цитаты: «Ну и домик у нас! То обворовывают, то обзываются, а еще боремся за почетное звание дома высокой культуры быта»; «Эта роль ругательная, и ко мне попрошу ее не применять!»


ЖОРЖ МИЛОСЛАВСКИЙ

Еще один отрицательный герой из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» – куда более харизматичный, кстати, чем Шпак. Роль Милославского исполнил Леонид Куравлев. Жорж – вор-рецидивист, но находчивый, ловкий и смелый, с отличным чувством юмора, кроме того, как выяснилось, ему небезразлична судьба родины. Свое «ремесло» знает на отлично. Артистичен, умеет изображать женский голос. В критических ситуациях, например, оказавшись в царских палатах, ориентируется мгновенно. Мастерски притворяется, моментально соображает, что управдома нужно переодеть в царя, а самому облачиться в княжеские одежды. Потом «перевоплощается» в санитара. 

Один из самых обаятельных злодеев советского кино: и собой хорош, и поет замечательно, и танцует. Женщины к нему неравнодушны. Зрителю запомнился по таким репликам: «Это я удачно зашел!», «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе… если, конечно, они у вас есть…», «Сесть я всегда успею», «Я артист больших и малых академических театров, а фамилия моя… слишком известна, чтобы я ее называл!», «Ты на что, царская морда, намекаешь?», «Были демоны, мы этого не отрицаем, но они самоликвидировались», «Видали, как покойники стреляют?», «Тьфу на вас еще раз!»


ГРАФ И ЛЕЛИК

Фигурируют в фильме «Бриллиантовая рука». Граф – контрабандист, молодой эффектный аферист, пижон. В свободное от преступлений время работает манекенщиком в магазине одежды. Его роль исполнил Андрей Миронов. Притворившись туристом, участником круиза, Граф должен забрать бриллианты в одном из городов и провезти их в гипсе. Его сосед, Семен Семенович Горбунков, оказывается примерным советским гражданином. Граф отошел от своих правил и подружился с ним, в результате чего провалил свое задание и не получил драгоценных камней. Это предприимчивый герой: он пытается напоить Семена, оглушить его и даже нейтрализовать его при помощи девушки легкого поведения, но ничего не получается. Кроме того, Граф, как и многие злодеи Гайдая, очень харизматичен и впечатлителен. Он великолепно поет песню про остров невезения, отлично танцует, следит за собой и одевается с особенной тщательностью – все-таки, его «мирная» профессия обязывает к этому. 

Лелик, которого сыграл Анатолий Папанов, – куда более суровый персонаж. Он выглядит брутальнее и грубее. Безалаберность Графа выводит его из себя, и он все время называет напарника идиотом. Впрочем, он тоже довольно обаятелен и любит петь, а его смех и афоризмы просто незабываемы. 

Эта парочка запомнилась по следующим цитатам: «Начинаю действовать без шуму и пыли по вновь утвержденному плану», «Нет такого мужа, который не мечтал бы хоть на час стать холостяком!», «Будет тебе и ванна, будет тебе и кофа, будет и какава с чаем, поехали к шефу!», «За чужой счет пьют и трезвенники, и язвенники!», «Чтоб ты жил на одну зарплату!», «Если человек идиот, то это надолго!», «Бабе - цветы, дитям – мороженое!», «Шампанское по утрам пьют только аристократы и дегенераты».


КИСА ВОРОБЬЯНИНОВ

Персонаж из «Двенадцати стульев», которого играет Сергей Филиппов. Ипполит Матвеевич Воробьянинов, он же Киса, параллельно с Бендером пытается отыскать драгоценности своей тещи, мадам Петуховой. Всегда был расточительным дамским угодником; работает в ЗАГСе заштатного городка, а в дореволюционное время был типичным представителем вырождавшейся аристократии. Бендер подавил Ипполита Матвеевича и придумал ему забавное прозвище – Киса. В былые времена Киса, наверное, воспротивился бы и влиянию Остапа, и сотрудничеству с ним, однако он стар и понимает, что в одиночку ему не справиться с поисками. Его воля заметно ослабела, он нерасторопен, но по-прежнему жаден. Бендер любит поддразнивать его.

Ипполит Матвеевич постепенно отстает от жизни. Он уже не может пустить барышням пыль в глаза, он питает склонность к крепким напиткам и теряет над собой контроль. Пропив все деньги, предназначенные для покупки стульев на аукционе, он превращается в этакого «козла отпущения»: Бендер совсем перестает его уважать и держит возле себя только для развлечения, приговаривая, мол, «без него не так смешно жить». Многие унижения Киса заслужил, а в конце фильма, когда найден последний стул, он и вовсе сходит с ума и решается на убийство. Дальнейшая его судьба незавидна. 

Кису Воробьянинова многие зрители помнят по таким цитатам: «Я думаю, торг здесь неуместен!», «Господа! Неужели вы будете нас бить?», «Подайте бывшему члену Государственной Думы!», «Поедемте в нумера!»


ТОВАРИЩ СААХОВ

Еще одна блестящая роль Владимира Этуша. В фильме «Кавказская пленница» он играет важного чиновника крошечного кавказского городка, который заведует райкомхозом. Он представительный мужчина и солидный хозяин своего маленького владения, у которого все складывается благополучно ровно до той поры, пока он не решает любой ценой жениться на понравившейся девушке. Это племянница его шофера Джабраила. Договоренность с дядей достигнута: в качестве платы за невесту дядя получает двадцать баранов, холодильник и путевку в Сибирь.

Саахов не лишен харизмы. Кроме того, временами в нем просыпается человечность: например, именно он спас Шурика от милиции и впоследствии находчиво оправдал его выходки. К похищенной девушке он изо всех сил пытается найти подход: пленницу окружают роскошью, жених торжественно делает ей предложение. Нина в ярости громит комнату, потом сбегает, но на этом не успокаивается и продолжает мстить Саахову: пугает его, пробравшись к нему в дом, подает на него в суд. В итоге Саахов получает не только заряд соли в ягодицы, но и реальный срок. Тем не менее, зритель не может не сочувствовать ему. 

Многие фразы этого героя также стали известными. Например: «Мне теперь из этого дома два пути: либо я ее веду в ЗАГС, либо она меня ведет к прокурору», «Тот, кто нам мешает, тот нам поможет», «Вы сюда приехали, чтобы записывать сказки, а мы здесь работаем, чтобы сказку сделать былью», «Женщина – друг человека!», «Прошу садиться. Садитесь, садитесь! – Спасибо, я постою».


САН САНЫЧ

«Спортлото-82» – одна из лучших комедий о летнем отдыхе, которая входит в тридцатку самых посещаемых фильмов за всю историю советского кинопроката. И даже злодеи и спекулянты в этом кино – само обаяние. Впрочем, как мы уже знаем, почти все злодеи Гайдая обладают мощной харизмой. Не является исключением и Сан Саныч, которого сыграл Михаил Пуговкин. В отличие от своего напарника, добродушного, но не очень обремененного интеллектом, этот герой довольно хитер и предприимчив. Он и на море-то приезжает только для того, чтобы нажиться на разнице в цене апельсинов на юге и севере страны. А тут рядом оказывается романтически настроенный и по уши влюбленный Костя с его счастливым лотерейным билетом… 

 Сан Саныча многие помнят по его ёмким репликам в диалогах с напарником: «Сан Саныч, как вы думаете, эти ягоды есть можно, а? – Можно, только отравишься». «Прояви смекалку. Обходились же древние люди без консервных ножей – Да они и консервов не ели». «Одной надеждой не проживешь. – А без надежды вообще жить скучно».

Поделись с друзьями
Другие статьи по тегам
Комментарии(0) Комментировать
Загрузка...