14:12, 24 сентября, 2014

DreamWorks. Мечтать не вредно

1 550 0
Ольга Дубро
Обозреватель Tricolor TV Magazine

DreamWorks празднует двадцатилетие

В этом году анимационный гигант и законодатель в области цифровой моды, кинокомпания DreamWorks отмечает 20 лет со дня основания. «Фабрика Грез» за два десятилетия полностью оправдала свое название, выпустив 29 полнометражных анимационных фильмов и около сотни фильмов художественных. Кинопрокат одной только анимации принес DreamWorks в общей сложности более 12 миллиардов долларов! Ольга Дубро рассказывает, с чего всё начиналось.

Заставка DreamWorks по справедливости считается одним из самых узнаваемых кинобрендов

Когда в 1994 году три титана киноиндустрии объединили свои умы, капиталы и инициалы в название DreamWorks SKG, многие критики посчитали это шуткой или авантюрой: самый кассовый режиссер в истории мирового кинематографа, основатель известного музыкального лейбла и бывший председатель совета директоров The Walt Disney Company: Стивен Спилберг, Дэвид Геффен и Джеффри Катценберг объявили, что создают новую компанию и вкладывают в нее по 33 миллиона долларов каждый. Однако инвесторы, в отличие от критиков, сразу же почувствовали: дело того стоит, и Пол Аллен практически сразу же выписал «стартапу» полмиллиарда на развитие.

Причина интереса Аллена была проста: один из основателей Microsoft очень быстро сообразил, что новая компания делает ставку на цифровые технологии, набравшие силы как раз к середине девяностых. «Терминатор-2» и «Парк Юрского периода» стали первыми фильмами, многие сцены в которых были синтезированы компьютером с использованием «цифры». К этому времени появились и первые стандарты цифрового телевидения. DreamWorks было предназначено самой судьбой воплотить цифровую революцию в реальность.

Кузница оскароносных фильмов

Первым полнометражным фильмом студии стал «Миротворец» с Джорджем Клуни и Николь Кидман (1997), вышедший на экраны 26 сентября 1997 года. Фильм получился не самым удачным, собрав в прокате всего 110 миллионов долларов при высоких тратах на производство ($50 млн) и маркетинг ($35 млн). Критики ставили фильму в среднем 4 из 10, многих смутил стандартный сюжет боевика, да еще с расхожим русским злодеем в лице Александра Балуева. В общем, всё по русской же пословице — первый блин комом. 

Однако буквально пару лет спустя последовала череда оскароносных картин, каждая из которых буквально взорвала кинорынок. Во-первых, совместно с Paramount Pictures в 1998 году DreamWorks сняла «Спасение рядового Райана». Режиссером фильма выступил сам Стивен Спилберг, а главную роль исполнил Том Хэнкс. При бюджете в 70 миллионов фильм собрал в прокате 482 миллиона, был удостоен пяти премий «Оскар» и высоких оценок критиков и зрителей. Впервые в истории кинематографа Спилбергу удалось показать вторую мировую войну так натуралистично, как ее до него не показывал никто, за исключением, может быть, Элема Климова и Ларисы Шепитько.

Картина «Спасение рядового Райана» была удостоена пяти премий «Оскар»

Другая причина успеха «Рядового Райана» — выдающаяся работа шефа отдела маркетинга DreamWorks Терри Пресс: она отвечала за продвижение фильмов студии долгие годы, не боясь спорить с высокопоставленными боссами. Она убедила Спилберга сделать трейлер с моментом, когда мать падает на колени, понимая, что ее сын погиб. Терри сказала, что, увидев это, на фильм пойдут женщины, а без этого он интересен только мужчинам и мальчишкам. 

Дальше — больше. DreamWorks морально и материально поддерживает молодого Сэма Мендеса в его желании снять бытовую драму «Красота по-американски» (1999). Ничем не примечательный внешне сценарий о жизни обыкновенного неудачника неожиданно для всех берет «Оскара» за лучший фильм, кроме того, Мендес признается лучшим кинорежиссером, Алан Болл — лучшим сценаристом, Конрад Холл — лучшим оператором, а Кевин Спейси получает статуэтку за лучшую мужскую роль — иными словами, «Красота по-американски» собирает все золото последнего года XX века, оставляя с носом «Матрицу», «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза», «Бойцовский клуб», «Зеленую милю» и «Шестое чувство»!

История повторяется в 2000 и 2001 годах. Исторический блокбастер (в голливудской терминологии — «пеплум») «Гладиатор» за режиссурой Ридли Скотта и биографическая драма «Игры разума» Рона Ховарда признаются лучшими фильмами года. В главной роли в обоих фильмах снялся Рассел Кроу, а DreamWorks окончательно стала одним из лидеров мирового кинопроката. 

Создатели спецэффектов «Трансформеров» установили новый рекорд: на рендеринг каждого кадра тратилось около 38 часов

Вершиной этого успеха стала теперь уже тетралогия «Трансформеров», созданная одним из самых больших любителей взрывов и спецэффектов Майклом Бэем при продюсерской поддержке все того же вездесущего Спилберга. Главное в фильме на самом деле даже не революционная цифровая съемка, а тотальное расширение зрительской аудитории. Армия поклонников Оптимуса Прайма не знает возрастных пределов. «В фильме есть те самые спилберговские моменты, когда вы чувствуете себя десятилетним ребенком и будете глядеть на экран, разинув рот, даже если вам уже тридцать пять», — скажет один из продюсеров фильма Том ДеСанто. 

Создатели спецэффектов установили новый рекорд: на рендеринг каждого кадра тратилось около 38 часов. Фильм принес создателям очередного «Оскара», а «Трансформеры 3: Темная сторона Луны» стал пятым фильмом в истории кино, кассовые сборы которого превысили миллиард долларов.

Анимация

В 1995 году сформировалось и направление DreamWorks Animation, которое позже станет независимой компанией. А пока в киностудию перешли работать все художники Amblin Entertainment (компании Стивена Спилберга) и было подписано соглашение о сотрудничестве с анимационной компанией Pacific Data Images (PDI). Это слияние и положило начало успеху анимационного направления деятельности DreamWorks. 

Более 350 сцен мультфильма «Побег из курятника» были сделаны с помощью компьютерной графики

Поначалу компания придерживалась традиционной техники рисования от руки, а также создавала пластилиновые мультфильмы, к которым Спилберг всегда питал пристрастие. При небольшом бюджете они давали хорошие сборы: «Побег из курятника» при бюджете в $45 млн принес выручку в $225 млн, а «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня» при бюджете всего в $30 млн — $192 млн.

Впрочем, надо признать: в какой-то момент классическая, ручная техника рисования поставила DreamWorks Animation на грань банкротства. В прокате провалились «Дорога на Эльдорадо» ($76 млн сборов при бюджете в $95 млн) и «Синдбад: Легенда семи морей» ($80 млн сборов при бюджете в $60 млн). Дэвид Геффен позже признается: да, «Синдбад» нас фактически разорил. 

Компанию спасла «цифра». 18 мая 2001 года на киноэкраны выходит главный хит DreamWorks — первый «Шрек», полностью основанный на компьютерной анимации. Мультфильм становится настоящей бомбой, принесшей студии полмиллиарда долларов и «Оскар» впридачу. 

Главная причина успеха — вывернутый наизнанку сюжет, пародирующий все известные детские сказки. Слоган фильма: «Принц не очарователен. Принцесса не спит. Закадычный друг не помогает. Людоед — герой. Сказки никогда не будут прежними». Полная грубоватого юмора история любви прекрасной принцессы из Тридевятого Царства (в оригинале Far Far Away) и зеленого огра, пукающего и питающегося жабами,  — что может быть нелепее? Но именно «Шрек» станет основателем целого направления «сказок-перевертышей», в которых главными эпическими или романтическими героями становятся шаблонные злодеи: дримуорксовский же «Мегамозг», «Гадкий Я» и, наконец, диснеевская «Малефисента».

Первый «Шрек» принес кинокомпании почти полмиллиарда долларов

Последовавшие «Шрек-2», «Шрек Третий» и «Шрек навсегда» достойно продолжили успех первого фильма. Если первые анимационные проекты компании поднимали серьезные гуманитарные проблемы и выводили на первый план сюжетную составляющую, то с появлением «Шрека» курс резко изменился. Режиссеры DreamWorks сделали ставку на массовую поп-культуру и легкий сюжет со сказочными мотивами, насыщенный скорее сатирой, нежели философией. И не прогадали! Выпущенные следом «Мадагаскар» и «Кунг-фу панда» повторили успех и создали DreamWorks репутацию главного законодателя моды на анимационном рынке.


Поделись с друзьями
Комментарии(0) Комментировать
Загрузка...