15:23, 18 декабря, 2015

«Пробуждение силы» Абрамса

3 189 1
Наталия Курчатова
Обозреватель Tricolor TV Magazine 

Рецензия на седьмой эпизод «Звездных войн»

Правду сказать, после довольно вялого (признаем очевидное) ребута другой фантастической саги «Стартрек: Возмездие» касательно сиквела классических «Звездных войн» за авторством того же Джей Джей Абрамса были некоторые опасения. Но после премьеры нужно признать – во вселенной Джорджа Лукаса режиссер чувствует себя куда увереннее, чем на борту «Энтерпрайза».

"Звездные войны"

Сегодня культовая эпическая фантастическая сага включает в себя семь фильмов

Продолжения «Звездных войн» – тех самых, первых и легендарных, с рыцарем-джедаем Люком, принцессой Леей, удалым контрабандистом Ханом Соло, Чубаккой и забавными дроидами, – иной зритель ждал большую часть жизни. В России эти картины по понятным причинам появились несколько позже, чем на Западе, – в конце восьмидесятых, и поначалу в фантастически комичном формате: в молодежной передаче «Зебра» ленинградского телевидения каждую неделю показывали по десять, что ли, минут. Но кое-кому (а пожалуй, и многим) даже этого оказалось достаточно. Наивное обаяние и энергия космической сказки Джорджа Лукаса покорили советских детей и подростков, несмотря на пропагандистскую версию о том, что в образе зловещей Галактической Империи создатели намекают на Советский Союз – «Империю зла», это уже штамп американской пропаганды. Впрочем, находились среди советского юношества и те, кто, фанатея от фильма, выбирал сторону суровых имперских военных, рассекающих в пространстве на огромных боевых крейсерах. Сообщество гиков, увлекающихся «Звездными войнами», – одно из старейших; помню, зайдя в конце девяностых на один из первых сайтов, посвященных данной тематике, я поняла, что я не настоящий поклонник: не разбираюсь в знаках различия повстанческого и имперского флотов, в типах кораблей и космографии «далекой-далекой Галактики»: в общем, не возьмут меня служить ни на имперский «Разрушитель», ни в эскадрилью X-wing`ов Сопротивления.

"Звездные войны"

Первые «Звездные войны» вышли в прокат в далеком 1977 году

Шли годы, и в 1999-2005 годах вышла вторая трилогия саги, приквел фильмов 1977-го – 83-го. Сказать, что большинство фэнов классических «звездочек» было разочаровано, – значит не сказать ничего. На смену стройной системе мира с противостоянием двух основных сил и гармоничной системой персонажей, каждый из которых врезался в память, на смену яркому пафосу что имперской силы жестокого порядка, что революционной повстанческой идеи пришла тяжеловесная политическая махина с интригами всех против каждого. В отличие от спецэффектов первой трилогии, сделанных по принципу «дешево и сердито» и, несмотря на это, создающих целостный образ вымышленной вселенной, пришла высокобюджетная избыточность: от разнообразных типов механизмов и вооружения, от десятков негуманоидных существ, прозванных поклонниками «резиновыми мордами», буквально рябило в глазах. К тому же все три новых фильма – «Скрытая угроза», «Атака клонов» и «Месть ситхов» – были начисто лишены юмора, который так оживлял первые эпизоды саги. Вдобавок Джордж Лукас со товарищи – нет предела совершенству – решили оцифровать старые картины, отредактировав там некоторые эпизоды и добавив спецэффектов, в том числе напихав туда и сюда пресловутых «резиновых морд». Так появился знаменитый мем «Хан Соло стреляет первым»: в оригинальной версии «Новой надежды» 1977 года Соло, встречаясь в баре с наемником Джаббы Хатта, требующим денег за потерянный контрабандный груз, по логике хорошего вестерна стреляет первым и убивает противника; в ремастеринговой версии из нелепого морализма они стреляют одновременно и боец Джаббы мажет: ну, понятно, положительному герою положено дать врагу возможность убить себя. Вопиющая нелепость!

"Звездные войны"

Создание седьмого эпизода саги было анонсировано в 2012 году

Что касается логики мира и мотивов населяющих его персонажей, то погнавшись за реалистичностью политических коллизий и неоднозначностью поступков, но не отказавшись от мифологической условности (это вам не «Игра престолов» какая-нибудь), создатели добились того, что большинство героев приобрели некоторую картонность и одновременно потеряли в притягательности.

Понятно, что после подобного опыта реанимацию франшизы в нынешнем году верные зрители ждали со смесью надежды (новой) и закономерных опасений.

Что сказать. Старых – еще с 80-90-х – поклонников саги новый эпизод «Пробуждение силы», срежессированный Джей Джей Абрамсом, точно не разочарует. Он сделан будто специально для них. Это весьма яркое возвращение той самой космической оперы, которую мы когда-то полюбили.

"Звездные войны"

В российский прокат последняя часть ленты вышла 17 декабря 2015 года

Напомню, что в финале эпизода «Возвращение джедая» 1983 года выпуска повстанцы одерживают решительную победу: очередная «Звезда смерти», станция-разрушитель планет, взорвана, темный рыцарь Дарт Вейдер перековался и уничтожил Императора Палпатина ценой собственной жизни, главные положительные герои – Люк, Лея и Хан Соло – живы, молоды, полны сил. То есть можно жить да радоваться и строить галактический коммунизм. При этом понятно, что с подобного старта стоящий блокбастер в духе истории не сделаешь; не переименовывать же «Звездные войны» в «Звездный мир». 

"Звездные войны"

Суммарный бюджет первых четырех картин составил 176,5 млн долларов

Поэтому в новом эпизоде «Пробуждение cилы» далекая Галактика много лет спустя (герои первой трилогии успели состариться параллельно с актерами, игравшими их роли) приходит примерно к тому же статус-кво, что и в начале «Новой надежды»: две основные силы – зловещий Первый орден и неунывающее Сопротивление – ведут борьбу за влияние. Существует также восстановленная Республика, но на события в фильме она особенно не влияет. Надо сказать, что были некоторые опасливые ожидания очередного витка актуальной пропаганды, но они совершенно не подтвердились – намеков на СССР или на Россию в «Пробуждении cилы» даже с лупой не разглядишь. Скорее ситуация несколько напоминает период Веймарской республики, когда одновременно существуют поднимающая голову нацистская партия и антифашистские силы, при слабом формальном правительстве. Для того чтобы и ежику было понятно, Абрамс заставил штурмовиков Первого ордена даже «зигу» кидать. За исключением этой детали обе стороны конфликта сохраняют подкупающую верность эстетике конца 70-х – начала 80-х: вы увидите и имперских офицеров в кепи и галифе, и узнаваемые обводы боевых кораблей, и крестообразные повстанческие истребители, а гнездо Сопротивления, сохранив и вид, и дух старого Повстанческого альянса, визуально сдвинулось еще дальше в сторону лагеря каких-нибудь барбудос в Латинской Америке. 

Вообще стиль картины не просто опирается на классическую трилогию, но доведен – нет, слава Силе, не до абсурда, но до логической завершенности. Так, планета Джакка, на которой начинается действие, напоминает Татуин с его пустынями и свалками механизмов, но до той степени, что заходит уже в какую-то «Кин-дза-дзу» или «Безумного Макса». Гнездо Первого ордена с его гористыми нордическими пейзажами явно отсылает к горным замкам верхушки Рейха или даже самой Валгалле. И так далее. 

"Звездные войны"

На создание последней части было потрачено 200 млн долларов

Система персонажей сконструирована так, чтобы вовсю потешить олдфагов появлением старых героев и в то же время двинуть сюжет за счет молодых. Некоторый минус можно углядеть в том, что в большинстве новых героев тоже угадываются типы первоначальной трилогии, а если учесть, что некоторые из них являются еще и родственниками кое-кого из нашей любимой троицы, подобной семейственностью история начинает слегка напоминать болливудский фильм. Впрочем, в каждом из молодежной четверки, несмотря на узнаваемые фамильные черты, чувствуется энергия и оригинальность характера. А еще они невероятно трогательные – что гибкая как ящерица девица-старьевщица в исполнении англичанки Дэйзи Ридли, что зажигательный пилот-истребитель По (Оскар Айзек), что неврастеничный темный рыцарь Кайло Рэн, с легкой руки молодого, но уже довольно именитого (главный приз Венецианского фестиваля – 2014) Адама Драйвера, напоминающего юношу-эмо. Наконец, единственный персонаж, не имеющий очевидных корней в старых лукасовских фильмах, – штурмовик-дезертир Финн в исполнении чернокожего британского артиста Джона Бойеги. Впрочем, определенная рифма присутствует и здесь: фильмы 70-80-х подкупали в том числе и балансом, условно говоря, сверхчеловеческих персонажей, джедаев или принцесс, с обычными, но не менее обаятельными людьми. Фильмы трилогии-приквела были подобного практически лишены: там, как в детской игре, на одного солдата приходился пяток рыцарей, пара генералов и несколько королев. В «Пробуждении силы» в этом отношении очевиден возврат к некоторому пусть фантастическому, но реализму – пардон за каламбур. 

"Звездные войны"

Восьмой эпизод «Звездных войн» выйдет в прокат уже следующим летом

Что касается старой гвардии, то она появляется практически в полном составе, а больше всего экранного времени отдано великолепно постаревшему Харрисону Форду. Его Хан Соло, как и встарь, стреляет первым, проворачивает различные махинации и не лезет за словом в карман. Принцесса Лея (Кэри Фишер) закономерно законсервировалась в образе строгого лидера, а Люка (Марк Хаммил) нам покажут всего на минуту, зато он фактически является олицетворением клиффхангера к следующему фильму.

Осталось сказать несколько слов о сюжете и при этом попытаться избежать спойлеров. И вот тут позволю себе легкую шпильку. Дело в том, что в «Пробуждении силы» нет практически ни одной коллизии, не отсылающей к какому-нибудь повороту в одном из старых фильмов трилогии. Это фактически калейдоскоп цитат: мастерски собранный, всё работает и едет, но при этом местами картина отдает чуть ли не капустником по мотивам. Возможно, это именно то, что надо для нового старта, для того чтобы позволить следующим фильмам должную долю оригинальности, и подобный подход уж точно не разочарует фанатов – на ночной премьере зал то и дело взрывался аплодисментами, но все же такая постмодернистская структура сообщает восприятию наряду с комфортом некоторую степень зрительской отстраненности. Впрочем, ведь это всего лишь пробуждение «чего-то, о чем мы уже стали забывать». Можно надеяться, что при такой сохранности духа любимой космической сказки дальнейшее развитие истории подарит нам и подлинно свежие ощущения.


Поделись с друзьями
фильм получился как огромное западло.с таким нетерпением ждал.так долго и в итоге получил какое то нагромождение спецэффектов на совершенно ужасном сюжете.те фильмы были драмой.в тех фильмах не пкидало ощющение глабальности происходящего.а тут какая то местечьковая комедия.какая то простите хер без соли доедающая баба помоешница вдруг без чьей либо помоши может то чего джедаи достигали годами.какойто ни сч того ни с сего штурмовик сантехнитк на пальцах обьясняет как завалить планету смерти,а уж чего стоит это ходячее недоразумение с лазерным мечом с гардой как там его звали.Это был не злодей это было чудовище которое только одним снятием своей маски вызвало хохот гомерический во всём зале чуть ли не на пять минут.какое то всё было не настоящее комичьное.бегом бегом.складывалосчь ощущение что смотришь не полноценный фильм а один сплошной трейлер и в конце когда появляется люк уже просто нет желания никак реагировать на это позорище.Не знаю как кто а для меня нет 7 части и не было!!!!!!!
Самвел Баяндурян
Загрузка...