Рустам Мосафир: интервью с режиссером фильма «Скиф» | Новости кино | TRICOLOR TV MAGAZINE
11:29, 19 января, 2018
Новая эра
1 949 0
Эвелина Барсегян
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Режиссер «Скифа» Рустам Мосафир о брутальном кино, отсутствии в России звезд уровня ДиКаприо и древнерусском «Безумном Максе»

В российский прокат вышел уникальный фильм «Скиф» – первый в России фантастический боевик на основе отечественной истории, снятый в духе самурайского кино. Действие ленты разворачивается в прошлом, ратник Лютобор ради спасения семьи вынужден идти на бой вместе с пленником Куницей, представителем вымирающих скифов, превратившихся в безжалостных наемных убийц. Враги идут бок о бок через дикий степной мир, но смогут ли они пройти живыми через пристанище скифов? Tricolor TV Magazine узнал у сценариста, режиссера и актера фильма Рустама Мосафира («Беглецы») о том, как создавался «Скиф», зачем снимать фэнтезийный боевик без спецэффектов и как он связан с Коловратом и Мэлом Гибсоном.

премьера, триколор, тв, журнал

Рустам Мосафир на съемках фильма «Скиф». Фото: ruskino.ru

Рустам, как получилось, что «Скиф» родился из истории про Коловрата? Что послужило толчком к созданию «Скифа»?

«Скиф» родился из моей любви к жанру самурайского кино и к жанровому кино в общем. Я большой поклонник мужского, брутального, кровавого, фактурного кино, такого как «Конан-варвар» (смеется. – Прим. ред.). В Японии есть самурайское кино, в Америке – вестерн, а вот в России таких фильмов еще не было. И вот года четыре назад с моим другом, актером Алексеем Фаддеевым, мы разговаривали на эту тему. Алексей родом из Рязани, где стоит памятник витязю Евпатию Коловрату. Он о нем вспомнил, и мы решили, что Коловрат – прекрасный герой фильма, почему же до сих пор о нем ничего не снято? Начали изучать материал и довольно быстро, меньше чем за месяц, написали сценарий вместе с коллегой, сценаристом Вадимом Головановым.

Сценарий фильма про Коловрата?

Да. Я придумал бюджетный фильм-предысторию – «Коловрат. Восхождение». Решил, что если получится снять первую часть, то потом можно будет найти бюджет на большое кино про Коловрата. Вторая часть ленты называлась «Коловрат. Дорога в бессмертие» – по аналогии с фильмами 80-х (смеется. – Прим. ред.). Мы со знакомым продюсером пытались подать наш проект в Фонд кино, но в этот же самый момент по странной случайности в Фонд кино подался «Централ Партнершип» с такой же историей про Коловрата. То ли идеи влияют на всех сразу, то ли надо молчать все время, индустрия же тесная… Так или иначе, в тот год было две заявки про Коловрата – нам отказали в питчинге, а деньги выделили компании-лидеру. Но я не отчаялся, показал сценарий Сергею Сельянову (глава «СТВ». – Прим. ред.), и он ему очень понравился. Но так как было понятно, что «Централ Партнершип» уже будет делать это кино, нам выпускать своего Коловрата не было смысла. Чтобы отвлечься, я стал думать о скифах (народ, существовавший в VIII в. до н.э.  IV в. н.э. – Прим. ред.). У скифов было все, что я люблю в кино, – и тайна, и кровавые ритуалы. Однажды в разговоре редактор «СТВ» натолкнул меня на мысль, что сценарий про Коловрата был хорошим, а сюжет – универсальным, то есть героев и другие элементы можно было бы поменять, не трогая удачную основу. На основе старого мы и написали новый сценарий «Скифа». С этим проектом пошли в Фонд кино, и нас поддержали.

премьера, триколор, тв, журнал

В отличие от блокбастера «Легенда о Коловрате», «Скиф» полностью снят на живой натуре, в картине практически нет спецэффектов

«Скиф» – это все-таки не история, а фантастика на основе российской истории, нашего прошлого?

Да, это боевик с фантазией на тему, как могло бы быть в прошлом. Первое кино в таком роде. В фильме скифы соседствуют со славянскими народами. В данном случае мы берем Тмутараканское княжество (русское княжество, существовавшее в X-XII веках на Таманском полуострове и в Восточном Крыму с центром в городе Тмутаракань, Тамань. – Прим. ред.), оно, кстати, менее всего отражено в кинематографе.

О чем история фильма «Скиф», как вы определили его основную идею?

Это фильм про двух героев, Лютобор – славянин, а Куница – скиф. Поступки у них разные, но их связывает одно – у каждого есть своя правда и свое представление о чести и достоинстве. Это достаточно жесткое кино о том, как в непростых условиях остаться человеком и быть мужественным. Но, помимо драк, крови и экшена, это еще и драматическая история. В «Скифе» показан большой спектр человеческих отношений и характеров, это фильм со смыслом, а не просто драки.

Какие фильмы вас вдохновляли во время создания «Скифа»?

Это самурайское кино, начиная с жанров тямбара (экшен) и дзидайгэки (костюмированные драмы), от культовых картин Куросавы до жанровых лент его современников. Плюс вестерны 70-х годов. Также вдохновлял Мэл Гибсон – и как человек, и как режиссер, особенно его «Храброе сердце» и «Апокалипсис». Визуально также – датский кинорежиссер Николас Виндинг Рефн («Вальгалла: Сага о викинге»). И, конечно, «Безумный Макс» – как образец великолепного видения режиссера. По сути, «Скиф» – это древнерусский, древнескифский «Безумный Макс».

Правда ли, что вы специально искали неизвестных актеров на главные роли?

В России нет суперзвезд, которые гарантированно делают кассу фильму. Леонардо ДиКаприо притягивает публику во всем мире. Но у нас нет своего ДиКаприо. Кроме того, наша аутентичная история требовала немедийных лиц.

«Скиф»

«Скиф»

«Скиф»

«Скиф»

«Скиф»

«Скиф»

«Скиф»

«Скиф»

«Скиф»

«Скиф»

«Скиф»

«Скиф»

«Скиф»

«Скиф»

Главная роль досталась Алексею Фаддееву, но ведь не потому, что он стоял у истоков замысла? Как долго искали главного героя?

Насчет Алексея – изначально у нас был другой образ Лютобора, и Алексей не намеревался сниматься в главной роли. Он сам предлагал других артистов. Но полгода мы не могли найти настоящего героя.

Почему? Героических лиц ведь много.

Да, героических лиц было много, но внешне они подходили, а все остальное не складывалось. Оказалось, у нас сложно найти мужчину-актера определенного возраста, который был бы похож на мужчину не только внешне. Мы хотели найти такого, как, например, Рассел Кроу в «Гладиаторе»: матерого мужчину с ярко выраженной мужской харизмой, но вместе с тем человечного, способного на эмоции и обладающего внутренним светом. Не Конана-варвара, не Терминатора, не 100-процентного мачо. Ведь Рассел Кроу – не Брэд Питт, он был настоящим, ты верил, что это настоящий человек, живой мужчина, когда смотрел «Гладиатора». Так что мы искали пластически интересного драматического артиста, который при этом должен был обладать хорошими физическими данными. А находили в основном гламур и глянец. Сейчас артисты очень холеные. Здоровые двухметровые накачанные парни, в которых не чувствовался матерый мужчина.

премьера, триколор, тв, журнал

Смотрите исторический боевик «Скиф» в кинотеатрах с 18 января

В итоге на главную роль пробовались около двухсот артистов, и мы с Сельяновым, не сговариваясь, выбрали Алексея Фаддеева. Между ним и исполнителем роли Куницы – Александром Кузнецовым – сразу чувствовалась химия, дуэт сложился. Также важно было, чтобы внутренняя составляющая человека соответствовала его образу в кино. Алексей по внутренним качествам – настоящий Лютобор. А Александр – он такой рок-н-ролльщик по жизни, как и Куница, так что попадание оказалось и внешним, и внутренним.

«Легенда о Коловрате» почти полностью снята на зеленом фоне с помощью графики. Много ли спецэффектов в «Скифе»?

У нас все живьем, я изначально не хотел много графики. Это не мой стиль. Для меня важно, чтобы вся картина была живая – и в плане актеров, и в плане натуры, во всем. Мы снимали в Крыму, где была достаточно суровая погода, и это преодоление очень много давало артистам, это чувствуется в кадре. Все было через боль (смеется. – Прим. ред.). Зритель увидит жизнь на экране, а не спецэффекты.

Почему снимали в Крыму?

Все самобытные и интересные места нашли в Крыму. В Керчи на берегу Азовского моря, под Керчью – эти места стали миром славян, там живет главный герой – князь. В Евпатории нашли пристанище скифы, а в Ялте – берендеи. Керчь, по сути, и есть Тмутараканское княжество, там до сих пор идут раскопки, есть теория, что там и были скифские поселения. Во время съемок мы тоже находили глиняную посуду и прочие артефакты и использовали их в фильме, вы увидите их в кадрах.

«Скиф» – необычное для России кино. Какие у вас ожидания? С каким чувством вам бы хотелось, чтобы зритель покидал зал после просмотра?

Мы показали фильм фокус-группе, первым зрителям картина очень понравилась, было бурное обсуждение, эмоциональный отклик. Надеюсь, что зритель после «Скифа» будет выходит из зала с душевным подъемом, у него будет долгое послевкусие от ленты, а герои фильма останутся в его голове и сердце. Мы снимали картину, вкладывая себя полностью.



Поделись с друзьями
Комментарии(0) Комментировать
Загрузка...