13:00, 22 апреля, 2016

Свистать всех наверх!

1 022 0
Наталия Курчатова
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Рецензия на фильм «Экипаж»: неполиткорректность, страх и отчаяние

Редко встретишь российский фильм, в котором практически не к чему придраться. «Экипаж» Николая Лебедева в своем жанре, страшно сказать, приближается к совершенному образцу – к тому же здесь присутствует та доля неловкой человечности и национального колорита, которая надстраивает чисто физиологическую эмоциональную встряску фильма-катастрофы чувствами более тонкими.

Экиипаж

«Экипаж» – ремейк одноименного легендарного первого советского фильма-катастрофы режиссера Александра Митты

Признаться, я не принадлежу к горячим поклонникам «Экипажа» Александра Митты, хоть и сложно спорить с тем, что для своего времени и своего сегмента – именно зрительского кино, снятого не для начальства и не для кинокритиков, а для публики, картина была выдающейся. Новый фильм Лебедева, который вряд ли можно назвать ремейком – скорее, историей по мотивам, вероятно, сыграет в российском ту же прорывную роль, какую в начале 1980-х сыграла лента Митты. При этом с точки зрения композиционного баланса и цельности ей, кажется, присуще куда большая лаконичность и даже изящество. Фильм Митты был двухчастным, изобиловал бытовыми коллизиями и даже подробностями – возможно, это был попросту жанровый компромисс: нельзя было просто так взять и снять в СССР фильм-катастрофу.

У Лебедева такой проблемы не было, при этом нельзя сказать, что он совершенно пренебрег личным профилем и личными драмами каждого из основных персонажей. Все герои – молодой, талантливый и ершистый летчик Гущин, усталый, крутого нрава ас Зинченко, летчица Александра, которая переживает, что ее воспринимают как «бабу за штурвалом», жестоковыйный пожилой конструктор, отец Гущина – проработаны с той подробностью, которая позволяет артистам на экране зажить их жизнями. В телепроизводстве сведения о персонажах, которые могут и не отразиться ни в одной из сцен, но важны для их психологического рисунка, называют «библией» – есть ощущение, что в «Экипаже» сценаристы Тихон Корнев и Николай Куликов тоже изрядно поработали над чем-то подобным. Иначе откуда так легко, впроброс, возникает шутливое обращение к тинэйджеру Валерке, сыну Зинченко, – «Чкалов»?

При этом, в отличие от старинного «Экипажа», фильм Лебедева ни разу не буксует в «бытовухе» – сказано именно так и столько, чтобы жанровая картина не потеряла нужного темпа; единственное исключение – слегка неловкая любовная сцена, целомудренно снятая сквозь вертикальные жалюзи – видимо, оммаж фильму Митты, который в свое время революционерски показал советским людям женскую грудь. Артистка Агне Грудите, пардон за невольный каламбур, свою как раз смущенно прикрывает – впрочем, чего еще ждать от амазонки, штурмующей небо вопреки царящему в ее романтической и суровой профессии шовинизму?

Экиипаж

В России премьера фильма «Экипаж» состоялась 21 апреля

Неполиткорректности в ленте вообще преизрядно, и это как раз неплохо – никто не поверит, если бывший военный летчик Гущин начнет вести себя, как креакл из «Жан-Жака». Впрочем, крутой, но справедливый Зинченко в этом месте обломает ему рога, заявив, что сажать самолет будет пилот Кузьмина – у нее опыта больше.

Самые яростные сцены – землетрясение на маленьком острове с извержением вулкана, разрушением аэродрома, взрывами самолетов, потоками горящей лавы, геройскими взлетами и пересадкой людей с самолета на самолет прямо в воздухе сняты с должным для жанра балансом технической фантастичности и человеческой достоверности. Признаемся, что оба главных артиста «Экипажа» – Данила Козловский и Владимир Машков, хоть и входят в десятку первых российских звезд, далеко не в каждой картине дают актерский класс, соответствующий их статусу. Здесь же оба супермена отрабатывают на полную катушку, демонстрируя игру по-голливудски сдержанную и по-русски человечную. Отдельно стоит отметить Сергея Шакурова в роли Гущина-старшего, который фантастически играет на паузах.

Вообще в «Экипаже» – редкий на самом деле случай – почти всему касту отлично удалось передать психологический строй людей «адреналиновых профессий», которые в критической ситуации неизбежно отрубают часть естественных реакций страха, отчаяния, тревоги: делают то, что должно, и будь что будет. Зато их эмоциями сполна живут зрители, переживая ситуацию с ними и за них.

Когда поврежденный борт садится в грозу в аэропорту Петропавловска-Камчатского и диспетчерская запрашивает на полосу – свистать всех наверх! – машины всех чрезвычайных служб, в зале буквально висит напряженное чувство воодушевленного единения со всеми этими – как говорят в голливудских фильмах – храбрыми мужчинами и женщинами, которые прошли огонь и воздух, но, даст Бог, вот еще немного – и выживут, и победят. Очень жизнеутверждающая, надо сказать, эмоция и довольно высокая – надо думать, именно для этого, а не только чтобы нервы пощекотать, и снято это кино.


Поделись с друзьями
Комментарии(0) Комментировать
Загрузка...