16:15, 20 сентября, 2016

«Вирусный» кинематограф

249 0
Евгений Лазаренко
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Спасти себя и планету: что советует кинематограф при вспышке глобальной эпидемии

Ученые тут проанализировали недавнюю вспышку лихорадки Эбола и пришли к выводу, что подобным вирусным инфекциям в ближайшем будущем будет все легче и легче пересекать границы государств - и глобальная эпидемия какой-нибудь заразы неизбежна. А то нам это в кино уже не показывали! На экране уже разворачивалось такое количество вариантов развития событий, что кое-какие полезные выводы можно сделать сейчас, чтобы потом не кашлять.

ЗАРАЖЕНИЕ

Этот фильм примечателен тем, что специалисты американских Центров по контролю и профилактике заболеваний подтвердили пугающую реалистичность событий на экране. От животного – к человеку, через границы – на самолетах, вирусы так и распространяются, и Стивен Содерберг в «Заражении» всего лишь чуть ускорил процессы, знакомые по вспышке эпидемии, скажем, гриппа H1N1 в 2009 году (скляночка с этим вирусом тоже в фильме мелькает). Ускорения хватило, чтобы положить в землю 26 миллионов человек. А вирусы в реальности адаптируются все быстрей, вакцину найти все сложней, время работает против нас, так что не удивляйтесь, если фильм станет пророческим.


Я ЛЕГЕНДА

Уиллу Смиту и скучно, и грустно, и некому руку подать – верную собаку и ту покусали злобные монстры, в которых превратились, похоже, вообще все люди планеты после эпидемии черт знает чего, не успели опомниться. Однако, судьба-таки дает человечеству шанс даже в таких маловероятных условиях: и темнокожий атлет окажется с высшим биологическим, так что с вакциной разберется, и женщина ему неожиданно найдется. Значит, все молитвы не напрасны и любит нас, грешных, Отец.


ЭПИДЕМИЯ

Вирус Матоба в этом фильме носит многие признаки самого что ни на есть реального вируса Эбола. Только способ стремительного распространения взяли у гриппа, но со всеми смертельными последствиями знаменитой лихорадки – Эбола была известна и в 1995 году, когда «Эпидемию» сняли. Слава богу, пока эта болезнь не научилась так быстро скакать с континента на континент, вспышки заражения затрагивают максимум человек сто, и то где-то в Заире, Конго или Габоне. Не ходите, дети, в Африку гулять.


12 ОБЕЗЬЯН

Вот, кстати, здравый подход: чтобы установить и обезвредить источник заражения, почти уничтожившего человечество, надо использовать машину времени. И послать в прошлое за образцом Брюса Уиллиса – потому что кому еще мир спасать, как не ему, мужик себя не раз уже проявил. А вот в фильме Терри Гиллиама не получилось, Брэд Питт попутал, очень, кстати, убедительный в роли психа. Но главное мы поняли: чтобы глобальной катастрофы не случилось, следует тщательней проверять персонал вирусных лабораторий на предмет тараканов в голове.


ЯВЛЕНИЕ

В этом фильме мистик-почвенник Найт Шьямалан артикулирует мысль о том, что природа специально насылает на человечество всякие напасти, потому что надоели мы ей страшно своим наплевательским и потребительским отношением. И планета однажды стряхнет с себя людей как назойливых насекомых. Правда, героям фильма удалось смягчить гнев природы – особенно трогателен момент, где Марк Уолберг приносит искренние извинения фикусу из пластика.


СЛЕПОТА

Эпидемии и прочие экстремальные ситуации, задевающие сразу многих, используются в искусстве обычно не как самодостаточная тема, а чтобы показать, во что превращается человеческое общество на грани выживания. «Слепота» Алехандро Гонсалеса Инъярриту тут наследует роману «Чума» Альбера Камю – жестокой пародии на буйство «коричневой чумы», фашизма в Европе середины XX века. Глазная дисфункция, поражающая людей в фильме, оборачивается слепотой сердец: режиссер приходит к выводу, что человек человеку все-таки волк. Люди, оставайтесь людьми!


ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Может грипп и не способен (пока) уничтожить 99 процентов населения Земли, чтобы остатки друг с другом передрались, как в этом фильме, но некоторые штаммы наносили людям впечатляющий урон. Скажем, эпидемия «испанки» в 1918 году выкосила четверть населения США, миллионы человек, особенно молодых и крепких – бубонная чума так не свирепствовала. Так что бегом мыть руки – и что там еще? Повязку на лицо? Не всегда спасает, не всегда.


28 ДНЕЙ СПУСТЯ/28 НЕДЕЛЬ СПУСТЯ

В дилогии, практически не связанной сюжетно, свирепствует «вирус ярости», превращающий людей в проворных зомби. Распространяется зараза, как при бешенстве, через укусы и действовать начинает практически мгновенно. В такой ситуации, как вы понимаете, она не способна разлететься очень далеко – если в самолете все друг друга перекусают, он просто упадет. Это если зараженный успеет попасть на борт в относительно вменяемом состоянии. Но бегают твари быстрей Усэйна Болта, так что решение огородить стеной очаг, Британию, вполне разумное. Карантинным остается прятаться и уповать на армию.


ВРАГ У ВОРОТ

Этот фильм стал реакцией на дезориентацию устрашенного терактами американского общества начала 2000-х, особенно после истории со спорами сибирской язвы. Герой смутно понимает, что происходит, только со слов радиоведущих – и уже зараженной жены, которая в страхе звонит ему не пойми откуда. Биться за семью ему приходится в атмосфере накатившей паранойи, когда все друг друга подозревают и зараженных перестают считать за людей. Действуйте четко, не поддавайтесь панике!


НОЧЬ ЖИВЫХ МЕРТВЕЦОВ

Если вышеупомянутые фильмы еще несут хоть какую-то эпидемиологическую достоверность, образцовый зомби-хоррор Джорджа Ромеро – это совсем сказки: ни один вирус на Земле не умеет оживлять мертвых. И тем более не способен заставить двигаться готовый развалиться прогнивший мешок с костями. А если и так, заденет такой дурак сучок, порвет сухожилие – и привет, питайся собственными червями, пока не разложишься на микроэлементы, провоняв всю округу.

Поделись с друзьями
Комментарии(0) Комментировать
Загрузка...