11:57, 14 апреля, 2018
О деньгах и искусстве
512 0
Оксана Бондарчук
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Юсуп Разыков: «Большие деньги портят российское кино»

Бывший агент по наружному наблюдению, выйдя на пенсию, ведет монотонный образ жизни, единственным смыслом которой остается следить за горожанами. Одинокий, черствый, он словно боится жить, пока однажды у него не появляются новые соседи – жизнерадостная пара музыкантов. Влюбленность в красивую соседку толкает пенсионера на новые наблюдения, но бывший кгбэшник еще не знает, что чувства нельзя контролировать и они могут привести к трагическому финалу.

12 апреля в прокат вышел один из лучших фильмов «Кинотавра» – «Турецкое седло» режиссера Юсупа Разыкова («Стыд», «Исчезнувшая», «Гастарбайтер»). Лента удостоилась двух наград главного смотра страны – диплома Гильдии киноведов и кинокритиков России и приза за музыкальное решение. Tricolor TV Magazine поговорил с автором и режиссером картины Юсупом Разыковым – о несправедливости при распределении кинонаград, гениальных актерах, малобюджетном кино и о том, как ему удается создавать как сериалы, так и большое кино.

премьера, триколор, тв, журнал

Юсуп Разыков, режиссер фильма «Турецкое седло»

Юсуп, что стало толчком к созданию фильма?

Я встретил актера Валерия Маслова, он снимался у меня в эпизоде мини-сериала «Федоров», и он как актер оставил глубокое впечатление. Валерий покорил меня, он показался мне необычным человеком, в нем было что-то закодировано, какая-то тайна. Мне стало интересно эту тайну расшифровать. Я начал придумывать историю. Драматургию, биографию главного героя, сюжет.

Как долго писали сценарий?

Сценарий писал около пяти лет, за это время я снял другие картины, «Стыд», например. Но «Турцкое седло» продолжал обдумывать. То есть все эти годы я придумывал историю, а записал ее довольно быстро – за несколько дней.

О чем эта история, как бы вы объяснили зрителю в двух словах?

Внешняя история проста – о том, как пожилой человек полюбил девушку. И это, по сути, трагедия. А остальное, надеюсь, каждый зритель прочитает сам.

Лента авторская, легко ли было найти продюсеров, инвесторов на такую картину?

Продюсеры сами меня нашли. Кроме того, у нас все-таки малобюджетное кино. Бюджет фильма «Турецкое седло» составил всего 1,5 миллиона.

Рублей?

Да, рублей. Я вообще не люблю и не понимаю большие бюджеты на фильмы в нашей стране.

премьера, триколор, тв, журнал

Главную роль в фильме исполнил Валерий Маслов, под которого Юсуп Разыков и написал сценарий картины

Почему?

Я не понимаю, куда уходят деньги. Деньги только портят наше кино – оно превращается в черт знает что. А отсутствие денег дисциплинирует. Лучше снимать кино с небольшим бюджетом, потому что ты понимаешь, куда идешь, что все в твоих руках. И, как правило, в твоих руках остается только способность из ничего создать ощущение целого мира. Картина может стоить хоть сто миллионов, но в ней может не быть никакой атмосферы, жизни. Не надо все время надеяться на деньги. Меня, например, тошнит от рисованных фильмов, которое сейчас везде. Уже сценаристы, когда пишут, знают, где эти визуальные эффекты применить. Это нечто новое, наверняка, интересное, но для меня это не кино, я никогда к этому не привыкну, и сам никогда не рассчитываю на графику.

Было ли у вас, как у сценариста, ощущение, что в итоге вы как режиссер сняли другой фильм. Не тот, что задумали?

Все получилось так, как я придумал. Главная драматургическая задача была в том, чтобы подготовить зрителя к финалу и к концу произвести на него шоковое впечатление. И судя по реакции зрителей, нам это сделать удалось. Трудностей на съемках у нас не было – Валерий Маслов гениально все сделал, операторы шикарно сняли, погода помогала… Все благоприятствовало нам… Было абсолютное счастье. И получилось настоящее кино.

Какой посыл вы вкладывали в ленту? Что стало для вас движущей силой, когда вы снимали картину?

Картина получилась достаточно неоднозначной, поэтому однозначного ответа я вам не скажу. Главное, что мною руководило, когда я ее создавал, – это то, что мне хотелось сделать настоящее кино. Зрелище, которое нужно смотреть, как писали критики, «под микроскопом». «Турецкое седло» – это кино, которое подчиняется законам кинематографии, когда проблемы решаются не словами, а когда ставятся вопросы с помощью изображения, контекста. Я не против «поп-корнового» кино. Но я хотел напомнить, что кино – это искусство, а не предмет торговли. Я за настоящее кино. Когда мы показывали «Турецкое седло» за границей, профессора, киноведы в один голос выделяли нашу картину в сторону истинного кино.

премьера, триколор, тв, журнал

Название картины относится к человеческой физиологии: «турецкое седло» – это отдел головного мозга

Вы получили Гран-при на фестивалях в Екатеринбурге, Оренбурге, Чите, Нижнем Новгороде, Ялте. На «Кинотавре» – две награды…

Много режиссерских наград, хотя я заканчивал сценарный факультет ВГИКа. Все призы даны крупными режиссерами – Владимиром Хотиненко, Николаем Лебедевым, Андреем Прошкиным, – сильными мастерами, которые были удивлены увидеть необыкновенное Кино с большой буквы. Это приятно. Режиссеры понимают, что сегодня взять и сделать истинное кино сложно, не потому, что не умеют, а потому что рутина затягивает.

Вот, Саша Котт снял «Испытание» – авторский фильм, и для него он стал знаковым.

Какие картины вас вдохновляли?

Меня вдохновляло только одно – элегантно сложенная история и сумасшедший финал. Помимо, конечно, актера. Валерий Маслов – феерический человек, безумно талантливый. Он был номинирован на массу наград, но победную статуэтку ему так и не дали, – и это высшая несправедливость и идиотизм.

Согласны ли вы с тем, что призы на фестивалях – это почти всегда политика и конъюктура?

Да, хотя я раньше в это не верил. Но когда я увидел коллективное пренебрежение к гениальной актерской работе Валерия Маслова… Или когда академики «Ники» отдали приз за лучшую женскую роль Ирине Горбачевой, вместо гениальной Дарьи Жовнер. Ирина хорошая актриса, но она, на мой взгляд, все-таки больше клоунесса, чем драматическая актриса. В общем, на некоторых российских фестивалях мы столкнулись с несправедливостью и глухотой киноведов… Мне действительно обидно за Валерия Маслова, потому что он сыграл блестяще.

премьера, триколор, тв, журнал

Всероссийская премьера ленты «Турецкое седло» состоялась 12 апреля

Выше вы сказали, что режиссеров часто затягивает рутина. Вы как режиссер и сценарист создали десятки сериалов. Вас не затягивает?

Нет, у меня получается разграничивать. Я снимаю сериалы, потому что мне надо заплатить за кредит, надо кормить семью. Если бы я не нуждался в этом, то не снимал бы и не писал сериалы, скорее всего. Снимать сериалы – это ремесло. Я делаю их хорошо, на совесть. Но в наших сериалах нет места искусству, и все это понимают. Сериалы – это продюсерские проекты, не более.

Расскажите о том, как вы проводите кастинг. Часто ли продюсеры навязывают вам артистов на роли?

Как правило, когда я пишу сценарий, то уже вижу актеров, которые могли бы сыграть роли. От главных до эпизодических. Иногда продюсеры навязывают в сериалы звезд. Я со звездами работать не очень люблю. В моих сериалах лучше обращать внимание на актеров эпизодических ролей – они гениальны. Актеров я смотрю и в театре, и в фильмах, со многими дружу. Если человек талантлив – мне несложно его запомнить.

Можете назвать лучших актеров России на сегодня, по вашему мнению?

У нас очень много гениальных актеров – Дмитрий Нагиев, Сергей Горобченко, например, – всех и не назовешь. Но, к сожалению, им просто нечего сейчас играть, нет материала.

Расскажите о своем новом проекте «Танец с саблями», на каком этапе сейчас находитесь?

«Танец с саблями» – это история о том, как великий композитор Арам Хачатурян писал танец для балета «Гаянэ», который впоследствии стал визитной карточкой Хачатуряна и одним из самых исполняемых произведений ХХ века. Это также история о войне, где даже в тылу идут нешуточные бои. Сейчас идут съемки, скоро поедем в Ереван – снимать сцены в Армении. Главную роль играет актер Мастерской Петра Фоменко Амбарцум Кабанян.

Что самое главное в режиссере?

Терпение мысли и воспитание.

Фото: rusreport.com



Поделись с друзьями
Комментарии(0) Комментировать
Загрузка...