16:26, 26 июня, 2015

Московский кинофестиваль

989 0

На Московском международном кинофестивале раздали «Святых Георгиев»

XXXVII МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ ГЛАЗАМИ ОБОЗРЕВАТЕЛЯ TRICOLOR TV MAGAZINE ЛОРЫ ЧУГУЕВСКОЙ.



СЕРДЦЕ БУДЕТ БИТЬСЯ

С 19 по 26 июня в столице России прошел очередной Московский кинофестиваль. На суд любителей кинобыло представлено около 300 кинолент; по предварительным подсчетам фестивальные фильмы увидели 55 000 человек. Даже самым отпетым киноманам и кинопрофессионалам охватить все 23 программы кинофестиваля было просто физически невозможно. Кто-то исследовал «Феномен курдского кино», поражаясь религиозной свободе, царящей в картинах. Кто-то сочувствовал фильму, посвященному 100-летию геноцида армян. Другие плавно выходили из «Тропической эйфории» и вливались в «Женский взрыв». Третьи лихорадочно перескакивали из зала, где шли «8 ½ фильмов», в зал аргентинского кино.

26 июня в театре «Россия» состоялась церемония закрытия. По красной дорожке поднялись звезды разных поколений: Анна Чиповская, Светлана Иванова, Ирина Мирошниченко, Рената Литвинова, Виктория Исакова, Ксения Алферова, Егор Бероев, Татьяна Рыбинец, Владимир Вдовиченков, Екатерина Стриженова, Алла Довлатова и многие другие.

Церемония началась с чувственно-лирического саксофона Остапа Докунина. За несколько дней до закрытия, 22 июня, стало известно о гибели в авиакатастрофе композитора Джеймса Хорнера, автора музыки к «Титанику», «Аватару», «Трое», «Храброму сердцу». Елена Максимова спела My heart will go on. Зал встал.



КИНОФЕСТИВАЛИ

На красной дорожке Московского международного кинофестиваля

Кинофестивали

На красной дорожке Московского международного кинофестиваля

КИНОФЕСТИВАЛИ

На красной дорожке Московского международного кинофестиваля

КИНОФЕСТИВАЛИ

На красной дорожке Московского международного кинофестиваля



ЗОЛОТОЙ ГЕОРГИЙ

Оказалось, что председатель жюри Жан-Жак Анно был близким другом Хорнера, за несколько дней до трагедии они списывались по почте. «Жюри у нас было очень дружелюбным, — сказал он, — было легко разговаривать друг с другом. Правда, получилось забавно: короткометражные фильмы мы обсуждали очень долго, а вот полнометражные, наоборот, немного времени. Мы быстро договорились. Итак, главный фильм, который мы выбрали, понравился нам во всех отношениях. Главный приз  фестиваля уходит фильму „Лузеры“». 

«Лузеры» Ивайло Христова, очевидно, подкупили жюри черно-белой картинкой и симпатией режиссера к своим героям. Сюжет фильма, если вкратце, таков: в небольшом болгарском городе подростки решают свои проблемы: ухаживают за сумасшедшей бабушкой, которая больше никому не нужна, влюбляются, выясняют отношения с учителями и между собой, ждут счастья, первый раз занимаются любовью и радуются концерту группы рок-н-ролльщиков «Кислород». Они просто открывают жизнь, как бутылку лимонада. И почему-то считают себя «лузерами». По-болгарски это звучит очень смешно — «Каръци». Картина неожиданно поражает чувством юмора: все полтора часа в зале не смолкал смех. 


«В Болгарии есть такое выражение, — сказал Христов, получив награду, — „пусть тебе везет, чтобы ты шел как по воде“. Когда мы приехали на показ фильма, в Москве шел такой сильный дождь, что Новый Арбат был похож на реку. И кто-то из моих актеров сказал: «Нам повезет! Здесь так много воды». Но так много воды я не ожидал… Я благодарю за приглашение на XXXVII Московский Международный кинофестиваль, благодарю уважаемых членов жюри, не говоря уже о Жан-Жаке Анно, о том, каким мастером он для меня является. Я благодарю тех лузеров, которые сделали этот фильм со мной. И низкий поклон московской публике, которая очень тепло приняла этот фильм. Будьте здоровы, и пусть вам везет, как и нам!»


ЛУЧШАЯ КОРОТКОМЕТРАЖКА

Приз «Серебряный святой Георгий» за лучший короткометражный фильм достался картине «Метод ведения наблюдения снайпером» южнокорейского режиссера Кима Юнхи. По сюжету фильма, профессиональный киллер получает заказ; клиент дает подробные указания того, как именно этот заказ должен быть выполнен. Уже глядя в оптический прицел винтовки, снайпер неожиданно для себя оказывается перед сложным выбором — его потенциальная жертва собирается покончить с собой…


  • В конкурсе было семь картин и еще 12 фильмов зрители могли увидеть в программе документального кино «Свободная мысль»
  • Программа в этом году отметила 10-летний юбилей
  • Сегодня «Свободная мысль» — это показы более 170 картин
  • Среди картин программы «Свободная мысль» — семь лауреатов премии «Оскар»
  • Более 60 фильмов являются призерами кинофестиваля Сандэнс
  • Картины из «Свободной мысли» свыше десяти раз побеждали на престижном фестивале документального кино IDFA


В конкурсе документальных фильмов победила «Земля картелей» режиссера Мэттью Хайнемана, совместный американо-мексиканский проект, по сути дела, документальный вестерн, действие которого разворачивается в XXI веке. «Земля картелей» — невероятно тяжелое кинозрелище, своеобразный психологический тренинг по выявлению добра и зла. Имея беспрецедентный доступ к документальным материалам, авторы фильма поднимают проблемы беззакония, краха порядка, права граждан прибегать к оружию для защиты от насилия… «Мы посвящаем этот приз тем 80 тысячам людей, которые погибли, и еще 20 тысячам, которые пропали без вести из-за деятельности картелей», — сказал Мэттью, поблагодарив за приз.

Приз зрительских симпатий обеих документальных программ получил фильм «Дорогая, не пересекай эту реку» южнокорейского режиссера и продюсера Чин Моёнга. Фильм стал самым коммерчески успешным документальным фильмом в Южной Корее за всю историю кино. Не прослезиться при просмотре «Дорогая, не пересекай эту реку» невозможно. Чета супругов вместе — уже более полувека. Они живут среди живописной природы, но в спартанских условиях: ходить в лес за дровами и колоть их приходится людям, чей возраст приближается к веку. Картина настолько мудра в своей простоте, что захватывает дух. 

 Да, киногерои одеваются в яркие одежды, порою смахивая на райских птичек. Они едят декоративно сервированную еду с бесконечным рисом во главе стола. Они спят на паркете, подложив под голову свернутые одеяла. Они забавно щебечут на диковинном языке. Но они любят друг друга, выражая это в заботе, флирте, нежности.

Они вместе пережили моменты безденежья, воспитали шесть детей. Она вышла замуж подростком, он был первым и единственным мужчиной в жизни во всех смыслах этого слова. А сейчас, на излете жизни, они ухаживают за двумя собачками и их щенками, ждут новостей от детей, устраивают совместные походы по врачам. Он уходит первым. Она тоскует и по корейской традиции ждет встречи с ним и детьми на том свете, сжигая одежду…


В этом году я в качестве члена жюри. Я близко познакомился со всеми и понял механику работы этого фестиваля. Фестиваль очень хороший, мне всё очень понравилось. Никто не вмешивался в работу жюри — это очень важно. Я ненавижу, когда тебе подсказывают или давят… Мне кажется, фильмов было меньше, чем стоило бы. Семь документальных фильмов в конкурсе — может, и нормально, но мое пожелание — 10-12. И чтобы документальное жюри и короткометражное жюри были разными, всё-таки это другая атмосфера.

Арутюн Хачатрян

Член документального и короткометражного жюри


ЕЛЕНИНО КИНО

Елена Ласкари — режиссер-документалист, в творческой корзине которой семь фильмов. Свою новую картину, представленную в конкурсе, она снимала в родной Рязани. «Ларисина артель»—невероятно трогательный кинорассказ. Тема — необычная для отечественного кино: производственные будни художественной артели, директор и основатель которой, Лариса, в голодные 90-е освоила новую для себя профессию художницы, а затем открыла свое малое предприятие.Ободранные стены старого завода, холод и ржавый кран. Место для курения — для одной, но заядлой курильщицы Валентины. Их «фирменная картина» — толстый серый кот. Именно эта картина сделала кассу во время становления артели. 

А потом понеслось — копирование классики, в основном пейзажи. Или копирование картинок из журналов. Заказчики довольны, сроки сжаты. Одна из художниц мечтает о втором ребенке, которого скудный жизненный рацион не позволяет родить. Зато владелица мастерской в новогоднюю пору разрешается от бремени. Все радуются малышу, как своему. Эпизод, когда художницы приезжают в Москву и в Третьяковке пристально рассматривают картины великих мастеров, — прикосновение к вечности.


Мы год где-то снимали. Мне нужно было провести в артели некоторое время, чтобы понять, из чего складывается их обычный рабочий день, каковы внутренние конфликты, о чем говорят, какие у них проблемы и радости.Мы очень боялись, потому что это такая прослойка людей, которая боится в камеру сказать что-то дурное или не так сформулировать. Но потом девчонки расслабились, произошло привыкание к камере, и началась обычная трудовая жизнь. Они простые и добрые, прекрасные люди, очень смешливые, откровенные. Правда, они переживали, что мы снимем что-то плохое.

Елена Ласкари

Режиссер-документалист


ШЕСТОЕ ВЫМИРАНИЕ

Лауреат премии «Оскар» Луи Сайхойос привез на ММКФ фильм конкурсной программы «Гонка на вымирание» — киноповесть о том, как общество охраны океана убеждает индонезийских рыбаков прекратить вылов морских дьяволов, а уголок отлова превратить в туристический город-сад. 

Свою кинокарьеру Луи начинал как фотограф. Потом снял легендарную уже картину «Бухта», которая собрала несколько десятков призов, включая «Оскар». Ее показывали на ММКФ несколько лет назад, и лента имела широкий зрительский резонанс. О своих философских взглядах, сути и задачах нового фильма Луи рассказал на пресс-конференции.


История Земли насчитывает 4,6 млрд лет. В истории Земли было пять великих вымираний, и ученые говорят, что шестое вымирание имеет все шансы произойти в нашем поколении. Мы катастрофически теряем виды жизни на планете. Я говорил с палеонтологами; они называли масштаб сегодняшней катастрофы таковым, что вскоре итоги Второй мировой войны будут незначительными ремарками на полях той катастрофы, которую мы имеем сейчас. Этот фильм — попытка показать, что путь, которым мы идем сейчас, — это путь к самоуничтожению. В частности, на природу разрушительно действует сжигание ископаемых видов топлива. Такими темпами мы потеряем 25% жизни на Земле к концу века. Человечество как биологический вид неплохо себя чувствует. Проблема в том, что оно делает это за счет всех других видов биологических жизней на Земле. Когда население планеты достигнет 11 млрд человек, а это, скорее всего, наступит в середине нашего века, способ, которым мы добываем еду, нельзя будет больше поддерживать. Главная причина массового вымирания животных — это распространение человечества.

Луи Сайхойос

Режиссер


ДРУГИЕ ПРИЗЫ

КИНОФЕСТИВАЛИ

Елена Лядова

КИНОФЕСТИВАЛИ

Еркебулан Даиров

КИНОФЕСТИВАЛИ

Фредерике Аспек

КИНОФЕСТИВАЛИ

Ирина Евтеева

Приз за лучшую женскую роль получила Елена Лядова; жюри отметило ее за роль в картине «Орлеан» Андрея Прошкина. Приз за лучшую мужскую роль достался Еркебулану Даирову, фильм «Шлагбаум», Казахстан. Датчанка Фредерике Аспек получила приз за лучшую режиссуру фильма «Росита». Специальным призом жюри «Серебряный Георгий» за особенную поэзию в кино отметили фильм «Арвентур» Ирины Евтеевой.


ЕСЛИ ВСЁ ПЛОХО — СКАЖИ «АРВЕНТУР»

Кандидат искусствоведения, режиссер Ирина Евтеева буквально потрясла своей картиной «Арвентур». 80 минут зрелища для киногурманов, эстетов, поклонников литературы, в частности, поклонников Александра Грина. В основе сценария — рассказ Грина «Фанданго» и следующая за ним даосская притча об Императоре и Художнике. Они не перекликаются по смыслу, но крепко связаны визуальным совершенством. Китайский мастер живописи наставляет ученика «избегать однообразия». Фильм Евтеевой следует китайской мудрости, превращая сложные жизненные уроки киногероев в медитативный кинопоказ и кинопросмотр.


Как создается кино? С актерами, художниками по костюмам, декораторами, операторами, мы должны решить задачу съемок фильма за 10-12 дней всего лишь. Потом я монтирую заготовки, у меня есть камера, и я ею подснимаю всё, что хочу добавить. У меня есть помощница, которая закончила кафедру, где я преподаю, она помогает мне на компьютере соединять изображение. 

Александр Грин — мой любимый автор. Когда мне было 19 или 20 лет, я не могла существовать без шеститомника Грина. И первая картина, с которой у меня всё в жизни началось, — «Крысолов» по одному из моих любимых рассказов. Сделана она была на одной любительской студии, потому что я тогда училась в аспирантуре и не думала о том, что я буду снимать кино. Думала, буду заниматься кино теоретически. 

 Я всегда мечтала показать «Фанданго», одну из питерских историй Грина, которую я очень люблю. Вторая история пришла позже. «Арвентур» — название, взятое из рассказа Грина, который начинается так: «Это было в то время, когда у человека начинает отцветать сердце, и он мечется по земле, полный смутных видений, музыки горя и ужаса». И тогда в его жизни возникает слово «арвентур». Когда человеку плохо, нужно сказать «арвентур». Вам говорят, как всё плохо, кругом нищета, как вам нужно одеваться, а вы на это – «арвентур».

Ирина Евтеева

Режиссер


#звездныеинтервью

БЕГСТВО В СКАЗКУ

Владимир Кошевой — голубоглазый актер родом из Риги. Он успел окончить три вуза. В череде созданных им образов — Феликс Юсупов в сериале «Григорий Р», Раскольников в сериале «Преступление и наказание», Василий Каменский в сериале «Маяковский». В «Арвентуре» сыграл главного героя, который грезит наяву, из-за голода. Ему видятся испанские края, золотые пиастры, цыгане...

Читали ли вы Грина до съемок в фильме? Какие ваши любимые писатели, вообще?

— Да, конечно, читал. Вселюбимые писатели — на букву Г: Гауф, Гофман, Грин, Гюго. Я познакомился с рассказом «Фанданго», когда учился в университете. Это второй петербургский рассказ писателя, первый называется «Крысолов». Это 1921 год — вокруг холод, голод. Дом искусств — под колпаком чекистов. Лариса Рейснер катается с Александром Блоком на лошадях и устраивает роскошные балы, а поэты, художники, артисты, писатели голодают и умирают от холода. Время очень страшное, но именно тогда были созданы многие лучшие произведения, Гумилев писал «Жирафа»… Всем хотелось другой, фантастической, особенной жизни… Я этим увлекался, мне всё это очень нравилось: переход из одной реальности в другую. Это такая внутренняя иммиграция, когда хочется сбежать из сегодняшней серости в сказочное настоящее.

Как у вас сложилось с Ириной Евтеевой, с которой вы уже работали в «Маленьких трагедиях»?

— Она мне предложила эту роль сразу, как только задумала снимать Грина. Я ей очень благодарен, потому что сказочного, фантазийного кино у нас не снимается. А это — искусство. Существовать в пространстве, которое придумывает Евтеева, — прекрасно, потому что это бегство от самого себя в сказку.

В фильме у вас гламурные рыжие кудри, стоячий взгляд серых глаз. На вас странно сидит одежда, будто вы не современный человек, а действительно из 20-х годов XX века. Эти детали как создавались?

— Ну, это актерская работа. И работа художника по костюмам Лиды Крюковой. Она очень чувствует артистов, и в актере, который будет исполнять роль, ищет персонажа. Костюм подбирается к образу. Вместе с актером. А художник по гриму Елена Васильева сразу сказала, что будут кудри, и я растил волосы. Меня специально красили, чтобы был особенный цвет. Очень холодно было в Санкт-Петербурге. Снимали настоящую петербургскую зиму, были непроходные сугробы, висели сосули…

А с вами в жизни приключалась фантазийная история в стиле Грина?

— Как часто летающий человек, я пользуюсь стыковочными рейсами. Один такой был в два или три часа ночи, я весь день провел в перелетах, уставший. Я должен был вылететь в Париж. Я попросил милую женщину, чтобы она меня толкнула, если я засну, чтобы вовремя выйти в самолет. Она меня толкнула, я прошел в самолет, тут же заснул, проснулся, вышел из самолета и не могу найти свой багаж. И не могу понять, почему люди вокруг не говорят на французском, а говорят на немецком. Оказалось, сел не на свой рейс. У меня никто не спросил билета, не спросил талончика, и я прилетел в Вену. А поскольку путешествие было малобюджетное, я ждал, когда мне вышлют на карточку деньги, чтобы я мог купить себе билет до Парижа. Вот так я оказался из зимы в лете, потому, что в Вене уже было очень тепло.


ФЕСТИВАЛЬНАЯ МОДА

Более 15 лет программу кинофестиваля декорирует модный вечер благотворительного фонда «Русский Силуэт». По сложившейся традиции событие открывают президент ММКФ Никита Михалков, президент фонда Татьяна Михалкова и его учредитель Александр Митрошенков. Среди почетных гостей — председатель жюри ММКФ Жан-Жак Анно. Тема вечера — киноискусство 30-х годов. 

Вечер открывает Олеся Судзиловская в своем образе Любови Орловой из нашумевшего телесериала «Орлова и Александров». Судзиловская демонстрирует модные в 30-x наряды и аксессуары со съемок сериала, рассказывает о силе любви и искусства. Оказывается, в больнице Орлова встречала свою вторую половину только на расстоянии, и только выставив свет, чтобы режиссер не увидел увядающую музу в неудачном ракурсе. 

Модники аплодируют коллекциям: Welcome to the black дизайнера Анастасии Задориной, «Фаренгейт» Али Закарян и Лены Литвиновой, «Час пик» Вероники Дераковой и Лизы Муравьевой, Supremus Олеси Русакович. Вишенка на праздничном торте вечера — убедительное дефиле дизайнера Виктории Андреяновой. Ее наряды представляют Наталья Лесниковская, Юлия Зимина, Наталья Рудова, Поля Полякова, Ирина Лачина, Светлана Тома.

Кинофестивали

Вечер Благотворительного фонда «Русский Силуэт»

КИНОФЕСТИВАЛИ

Вечер Благотворительного фонда «Русский Силуэт»

КИНОФЕСТИВАЛИ

Вечер Благотворительного фонда «Русский Силуэт»


#звездныеинтервью

ОЧЕНЬ ПРИДИРЧИВЫЙ ЗРИТЕЛЬ

Продюсер Андрей Сигле больше известен как кинокомпозитор, автор музыки к сериалу «Улицы разбитых фонарей» и фильму «Телец». На ММКФ он привез «Арвентур».

Вопрос к вам не как к художнику, а как к бизнесмену. Фильм «Арвентур» снимали в 2011 году, делали долго. Где рядовой кинозритель сможет увидеть эту красоту?

Мы сначала должны покатать фильм по международным фестивалям. Интерес к картине огромный. Мы выбирали между шанхайским фестивалем, фестивалем в Гуанчжоу и Московским. Из патриотических соображений всё же решили показать картину на ММКФ, к тому же это фестиваль класса «А». Хотя нас ММКФ не любит: картину «Роль» Константина Лопушанского, которую мы показывали два года назад, при очень высокой оценке критиков и зрителей почему-то оставили без призов. Но мы к этому привыкли. 

«Арвентур» покажем за рубежом, фильм там очень ждут. В России зрители увидят картину, когда мы определимся с дистрибьютором. К осени покажем в ограниченном прокате. Я не верю в то, что подобного рода кино будет иметь ошеломляющий зрительский успех. Во-первых, потому что оно сложное. Во-вторых, потому что оно не укладывается в понимание кинематографа в традиционном стиле. В-третьих, мало кто знает из нынешних зрителей, кто такой Грин. Как, кстати, не знает и кто такой Хармс (мы сейчас закончили съемки фильма про Хармса). 

Мы занимаемся кино как подвижничеством в прямом смысле этого слова. Ирина Всеволодовна должна снимать кино. Это единственный аргумент, почему я работаю продюсером на ее картинах. 

Ира — человек, который живет своим творчеством. Она иногда создает шедевры из сора. С ней легко работать: она понимающий и контактный человек. Мне кажется, работа любого продюсера авторского кино — с уважением относиться к своему режиссеру, чувствовать его, быть рядом, опекать, помогать. Твоим теплом, пониманием, участием, сочувствием всё и движется. 

Нам, безусловно, помогает министерство культуры, поскольку там есть люди, которые понимают важность и нужность такого рода кино. Ирина Евтеева — уникальная, единственная в своем роде. Нужно видеть процесс ее съемок, как она это делает: сначала снимает, потом рисует пальцами, фотографирует каждый кадр, потом всё это монтируется, проводится цветокоррекция. Фильм создается долго, потому что очень много работы. У нее есть уникальная, в единственном экземпляре, установка, которая помогает ей работать в этой технике. 

Я не с самого начала продюсер «Арвентура». Картину начинал «Ленфильм», у которого до сих пор финансовые трудности. Поэтому фильм остался беспризорным. Я подхватил картину, понимая, что ее нельзя сгубить. А до этого я с Ириной долгие годы работал как композитор. 

Подобного рода рукодельное кино не всем близко. Куда большую кассу соберут фильмы, которые делаются по американской кальке с сюжетом, переписанным под нашу российскую действительность.

А ваши-то собственные пристрастия каковы — как кинозрителя?

Я очень придирчивый зритель. Каждый раз я стараюсь смотреть фильмы, которые двигают меня вперед в моем понимании кинематографа, искусства. У меня есть некое ощущение искусства, понимание того, что именно красота и искусство спасут мир от ежедневных невзгод, взрывов и потрясений. И только постоянное прикосновение к нему дает стабильность и человеку, и обществу. Если есть искусство, тогда, мне кажется, и всё остальное становится на место.

Какие ваши любимые фильмы?

Это кино, которое я снимаю. Это как дети. Я люблю своих детей. Они рождаются в муках, как правило. Мой самый любимый фильм — «Александра». «Роль» Константина Лопушанского. Еще Фассбиндер, Чаплин, Ким Ки Дук. Но если говорить о том, что меня по-настоящему трогает, — это мои картины, мои дети. В советское время мы смотрели то, что нам показывали. Было три канала телевидения. И мы в программе отмечали мультфильмы, которые шли по 15-20 минут. Я помню, как мне мама кричала из окна: «Андрей, мультфильмы начинаются». И я бежал домой. 

У нас не было особой возможности выбирать, не было никакого интернета, «Триколор ТВ» с огромным количеством каналов. Была литература. Потому что кино, как правило, доползало до нас не очень хорошего качества. Потом в кинотеатре появились фильмы Тарковского, Бергмана. Я помню, как смотрел «Соляриса» девять раз. На меня абсолютно ошеломляющее впечатление произвел «Андрей Рублев». «Фанни и Александр» я смотрел раза три или четыре. 

В Петербурге в университете был полуподпольный киноклуб. Там я посмотрел «Проверку на дорогах» Германа, фильм, который был запрещен к прокату. И там же я познакомился с фильмами Александра Сокурова. Нащупывался правильный путь… 

Я прочитал всю отцовскую библиотеку. Книг было огромное количество. Вот я и прочитал всё, что мог. Отсюда мне кажется, что если ты читаешь правильные книжки и смотришь правильное кино, рождается правильное ощущение от жизни.

А музыка?

Музыке я учился с пяти лет. Сначала музыкальное училище, потом Ленинградская консерватория по классу фортепиано, потом Шведская королевская академия музыки по классу киномузыки. При этом я всегда слушал и хард-рок, и советскую эстраду, и потом появилось ощущение, что вот это — правильно, а это — неправильно. Это надо слушать, а это — пустые орехи, к сожалению.

Какой у вас любимый фильм-ребенок в плане музыки?

Фильм «Гадкие лебеди» по братьям Стругацким. Мне кажется, что там у меня музыка получилась. Вообще фильм сам по себе необычный, там найден правильный нерв. Я помню, как Борис Натанович нам говорил: «Ребята, далеко уходите от содержания книги. Чем дальше уйдете, тем лучше получится кино». Так оно и было. А в музыке я еще дальше ушел: появились огромные металлические листы, по которым мы стучали, китайская флейта… 

К фильму «Александра» я два раза писал музыку. Сначала написал перед тем, как поехали снимать в Чечню. А когда вернулся, то понял, что всё, что я планировал, никуда не годится. Полностью поменялось представление о кино и о главной героине. «Отец и сын», «Фауст» еще…

А из мировой классики? В каких фильмах были саундтреки, соответствующие замыслу и изображению?

На мой взгляд, абсолютный шедевр — колыбельная из «Списка Шиндлера» Уильямса. Это трехсотпроцентное попадание по теме, мелодике, исполнению. Эта мелодия делает фильм настоящим кино.


ФИЛЬМЫ, КОТОРЫХ ЗДЕСЬ НЕ БЫЛО

«Citizenfour. Правда Сноудена»

Невероятный ажиотаж вызвал фильм «Citizen four. Правда Сноудена» Лоры Пойтрас. В зал невозможно было пробиться. Впрочем, тем, кому не досталось билетов, расстраиваться осталось недолго: уже 9 июля фильм выйдет в широкий кинопрокат на территории всей России.


«Такси»

Фильм «Такси» — один из главных козырей внеконкурсной программы «8 ½ фильмов». Иранский режиссер Джафар Панахи хоть и сидит под домашним арестом, но умудряется собирать при этом коллекцию призов ведущих кинофестивалей Европы. 

«Такси» снят на видеорегистратор и мобильный, а поскольку диалоги героев происходят в такси, получается достойный союз документального и игрового кино. «Такси» чем-то напоминает «Улисса». Таксист сам Панахи. Как джойсовский Блум, он колесит по родному пыльному Тегерану, воспевая простоту жизни и намекая на строгость властей. Карлик, спекулирующий видеодисками с классикой мирового кино. Племянница Панахи, сообразительная девочка, знающая, как шантажировать дядю. Две умудренные жизнью подруги, которые везут рыбку в аквариуме и ведут себя хамовато. Представительница иранской интеллигенции, красивая женщина с букетом роз на продажу. 

Для фильма идеально подошла бы в качестве саундтрека советская песня «Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно».


Эйзенштейн в Гуанахуато

Ночной показ очередного кинопроизведения Питера Гринуэя «Эйзенштейн в Гуанахуато» — очень правильный ход организаторов фестиваля. В другое время он был бы неуместен не только из-за долгой сцены мужской любви: после мира Гринуэя сложно было бы переключиться на другие кинореальности. Автор программы «Фильмов, которых здесь не было» Стас Тыркин во вступительном слове определил жанр фильма: «это эротическое фэнтези». И заметил, что «Эйзенштейна давно пора скомпроментировать»… 

По сути дела, это очередное кино о том, как снимается кино. В 1931 году советский режиссер едет снимать фильм «Да здравствует Мексика!» Спонсором картины неожиданно выступает американский писатель Эптон Синклер вместе с экстравагантной женой. Основные события протекают в роскошном отеле и в прогулках по городу, а не на съемочной площадке. Гринуэй по-кошачьи мягко показывает, как набухают чувства и суждения киноклассика из СССР под воздействием новой среды. Здесь культ мертвых, бандиты отсматривают жертв — постояльцев дорогого отеля на предмет выкрасть и требовать выкуп, здесь есть душ, в котором можно трепаться по телефону, а фактурный слепой бьет в колокол, напоминая о присутствии Бога.  

Гринуэй поразительно точен в деталях: у живого классика — только одни ботинки и один, белый костюм на весь период пребывания в Мексике. Революционная действительность. Или причуды гения Эйзенштейна. Впрочем, в гениальности Питер отказывает Сергею, как бы подменяя местами понятия гея и гения. Эйзенштейна, неискушенного в сексе, как уточняет Гринуэй, соблазняет его красавец гид. Сергей Михайлович будто отрывается по полной перед возвращением на опасную и не очень-то солнечную родину. К тому же спонсорские деньги тают, а новых не дают… 

В общем, внешне невероятно декоративный и чувственный фильм классика о классике со спорным содержанием.


«Наследники»

Безусловно, всем россиянам паспортного возраста стоит посмотреть «Наследников» Владимира Хотиненко. Великолепный режиссер обыгрывает все возможности жанра ток-шоу в компании с блестящими актерами: Анатолием Белым, Александром Балуевым, Леонидом Бичевиным. 

Сюжет строится вокруг студийных съемок ток-шоу «Наследники». Какие у кого из героев ток-шоу скелеты в шкафу, выясняется в коротких перерывах. И нужно сказать, бездна психологических и поведенческих нюансов становится явью. В этом настоящая мощь картины. И, пожалуй, роль Политолога — один из лучших кинообразов Анатолия Белого.


«Урок»

Еще один болгарский фильм — «Урок» — завоевал в испанском Сан-Себастьяне приз за лучший кинодебют. Это психологическая драма, которая пугает и отталкивает одновременно. Где-то в Болгарии живет гордая и красивая учительница английского языка. Она замужем за фактически безработным мужчиной-алкоголиком. Она не любит никого. Похоже, и себя тоже. Женщина самоутверждается на своих учениках. 

Банк выселяет их из дома, поскольку муж лгал и не платил кредиты, на которые жена исправно зарабатывала. Срочно нужна крупная сумма для погашения задолженности. Учительница не устраивает истерики мужу. Она решает проблему сама и идет грабить банк…


«Клуб»

Чилийский «Клуб» уже титулован — в этом году он получил «Серебряного медведя» на Берлинале. Фильм — еще одна вариация на тему производственного киноромана. Только производственный цех — это оступившиеся католические священники. Им есть за что молиться: не только за мир во всем мире и голубое небо над Чили. Они совращали своих послушников, прикрываясь именем Господа. 

Теперь «семья» из четырех человек под присмотром монахини Моники живет в отдаленном месте, на берегу океана. Кроме молитв, они азартно участвуют со своей борзой в бегах, подрабатывая неплохие для здешних мест деньги. Не отказывают себе в бокале вина за ужином… В общем, образуют клуб по интересам. Ватикан присылает своего служителя провести аудит существования этих отступников. Священник — профессиональный психолог, красив, словно создан для глянцевых обложек. До конца ленты режиссер Пабло Ларраин держит зрителей в напряжении: закроет ли эту богадельню Ватикан или нет… 

На закрытии фестиваля мне неожиданно удалось пообщаться с игуменом из Пензы. По словам игумена, в православной церкви всё гораздо строже: таких «служителей» сразу отлучают…


МИХАЛКОВ

На закрытии Никита Михалков рассказывает о том, как он целовал руку Федерико Феллини, которому в этом году исполнилось бы 95 лет. 

«Я хочу сказать огромное спасибо обоим жюри фестиваля. Я говорил в начале: это тяжелый труд — судить чужую работу. Он очень ответственный, он неблагодарен. Но ладно, когда это происходит, когда это вокруг всё хорошо. Другое дело, когда есть проблемы, когда наши коллеги, друзья, члены мировой кинематографической семьи приезжают сюда, потому что они независимы и храбры, каким должен быть любой независимый художник. Вы знаете, можно симулировать многие вещи. Можно симулировать доброжелательность, ум, но симулировать юмор и темперамент — невозможно. Они как деньги: или есть, или нет. Здесь мы имеем дело с людьми, которым незачем симулировать».

Согласно давней традиции, золотая цепь, которую на открытии кинофестиваля вручают председателю жюри, изымается Михалковым и укладывается в специальный футляр. До следующего ММКФ.


ФИЛЬМ ЗАКРЫТИЯ

Фильм закрытия «Никто не спасется в одиночку» Серджо Кастеллито — ванильное камео фестиваля. Абсолютно камерная история на тему «куда уходит любовь?», скрепленная талантом и красотой актрисы Язмине Тринка и обворожительностью зеленых глаз Риккардо Скамарчо. Их герои встречаются в хорошем ресторане обсудить будущий уход за двумя совместными детьми после расставания…Любовь жила, а потом растворилась. Интонационно верная точка XXXVII ММКФ.


#звездныеинтервью

ПОСТСКРИПТУМ ОТ ШОЛОХОВА

Известный тележурналист Сергей Шолохов поделился с читателями Tricolor TV Magazine своим мнением по итогам Московского кинофестиваля.

Ваша оценка фестиваля: от призов до организации.

Мне нравится, что фестиваль стал таким компактным и длится неделю. Потому что когда фестиваль длится две недели, то к концу второй недели забываешь, что видел в начале первой. И это проблема не зрителя и критика, а проблема жюри. Человек с нормальной психикой не может помнить то, что он видел четырнадцать дней назад. Новые впечатления вытесняют старые. Поэтому фильмы-фавориты организаторы обычно помещают где-нибудь ближе к концу фестиваля. Как правило, 90% победителей — это фильмы, которые были показаны во вторую неделю.

«Арвентур» показывали во второй день, и он при этом получил спецприз…

Потому что это уникальный фильм. Я считаю, что это лучший фильм ММКФ. И я рад, что он получил спецприз жюри. Я не сомневался, что жюри под председательством Жан-Жака Анно не оставит этот фильм без внимания, потому что очень чту этого большого художника, который ценит изобразительное начало в кинематографе, а не только сюжетное. И это изобразительное начало, которое торжествует в фильме Евтеевой, не оставило равнодушным жюри. Я не скажу, что фильм «Лузеры» — средний. Он вполне себе качественный, но это не «ах!», не что-то выдающееся. Если посмотреть, какие фильмы получали призы в первые десятилетия московского кинофестиваля, то это, как правило, шедевры. «Лузеры» — не шедевр, это нормальный, добротный, малобюджетный социальный фильм. Я дал бы главный приз «Арвентуру».

Может, он задает какой-то тренд?

Да нет, никаких трендов он не задает! По всей видимости, выбирали лучшее из того, что увидели. В этом плане у жюри всегда существуют проблемы «всем сестрам по серьгам». А когда серёг меньше, чем сестёр, надо устанавливать приоритеты. Но какая сестра является «сестрее», это зависит от индивидуальности членов жюри. Они достигли такого компромисса.

Программа короткометражных фильмов набирает обороты популярности из фестиваля в фестиваль среди зрителей. Может, все устали от трехчасовых часовых костюмированных картин?

На всех уважающих себя международных фестивалях существует программа, посвященная короткому метру. Московский кинофестиваль является международным, и естественно у него тоже есть эта позиция. Она является морфологической.

В Елене Лядовой вы видите большую актрису с большим будущим, или её успех – скорее неожиданность?

Я прекрасно отношусь к Лядовой, она мне очень нравится. Я просто не совсем понял, какие актерские задачи у нее стояли в фильме «Орлеан». Не совсем понял, что собственно имелось в виду. Фильм оказался для меня зашифрованным, и я его еще не расшифровал. Может быть, приз, который вручило высокое жюри Лядовой, поможет мне найти правильный ключ к этой замочной скважине.

У вас есть пожелания XXXVIII ММКФ? Какие картины, каких звезд хотелось бы увидеть вам, как просвещенному зрителю?

Я всегда люблю радоваться неожиданностям. Я не придумываю и желаю. Я отслеживаю и анализирую.


СОБСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ TRICOLOR TV MAGAZINE

  • Лучший фильм

    «Арвентур»(реж. Ирина Евтеева)

  • Самый отталкивающий фильм

    «Урок» (реж. Кристина Грозева, Петер Вылчанов)

  • Самый душевный фильм

    «Лузеры» (реж. Ивайло Христов)

  • Самый многозначный фильм 

    «Клуб» (реж. Пабло Ларраин)

  • Самый трогательный фильм

    «Ларисина артель» (реж. Елена Ласкари)

  • Самый пронзительный эпизод

    «Ля-ля-ля у подножия скалы», эпизод с поеданием арбуза (реж. Нобухиро Ямасита)


Поделись с друзьями
Комментарии(0) Комментировать
Загрузка...