14:02, 11 июня, 2015

Россия. Культура. Балет

402 0
Лора Чугуевская
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Второй сезон «Большого балета» стартует осенью

Осенью телеканал «Россия K» порадует всех российских телезрителей вторым сезоном программы «Большой балет». Специальный корреспондент Tricolor TV Magazine Лора Чугуевская побывала на съемках программы.

ПРОЕКТ

В 2012 году «Большой балет» произвел подлинный телефурор. Шоу, вышедшее в вечернем прайм-тайме на телеканале «Культура», растолкало руками многочисленные «Танцы» на других федеральных телеканалах и собрало в итоге долю в 2,7% — на две трети больше привычных рейтингов телеканала. У программы нет мировых аналогов. Уникальность определена тем, что русская школа балета остается ведущей в мире, а балет как искусство в целом сохраняет статус национального достояния России. Поддержку организаторам оказывает, в частности, Большой театр.

Съемки второго сезона пройдут в специально оборудованном павильоне Мосфильма

Так, по словам председателя жюри Брижит Лефевр, во Франции нет подобного проекта. И молодым дарованиям приходится искать разные пути, как заявить о себе. «Почему я согласилась участвовать? Для танцовщика важен талант, работа, но важна и еще одна вещь — судьба. Уверена, что мои коллеги уже рады за тех, кто станет лауреатом этого конкурса. Но он важен и для тех, кто не выиграют, потому что проект послужит толчком к будущему. Искусству балета свойственно быть закрытым, и я рада, что благодаря этому конкурсу о балете можно заявить широкой аудитории», — сказала она на пресс-конференции.

Съемки второго сезона пройдут в специально оборудованном павильоне Мосфильма. Пол, декорации продуманы до мелочей. Молодым артистам, 14 танцовщикам из 6 музыкальных театров, представится единственная в своем роде возможность соприкоснуться с пространством современных хореографов, заявить о своем таланте на весь мир и, без преувеличения, напомнить телезрителям о шедеврах мирового балета. 

Во втором сезоне «Большого балета» примут участие 14 танцовщиков

В этом сезоне награждаться будет именно пара победителей, а не артисты по отдельности, как ранее. Ведущими выступят солистка балета Большого театра Илзе Лиепа и режиссер Андрейс Жагарс. 


ЖЮРИ

  • Брижит Лефевр 
    Председатель жюри, знаменитая балерина и худрук балета Парижской оперы 

  • Сухуа Сяо 

    Профессор Пекинской академии танца, хореограф, педагог, теоретик балета 

  • Фарух Рузиматов 

    Артист балета, хореограф, народный артист РФ 

  • Светлана Захарова 

    Прима-балерина Большого театра, этуаль балетной труппы миланского театра Ла Скала 

  • Наталья Осипова 

    Прима-балерина Михайловского театра, Лондонского Королевского театра, American Ballet Theatre

  • Владимир Васильев 

    Легенда мирового балета, в течение тридцати лет первый танцовщик балета Большого театра

  • Евгения Образцова 

    Прима-балерина Большого театра России, муза французского хореографа Пьера Лакотта 


ОБ УЧАСТНИКАХ

Любовь Платонова, главный продюсер телеканала «Россия К»

«Удивительная история произошла с Брижит Лефевр. Из-за погодных условий ее самолет сначала приземлили в Нижнем Новгороде, и уже оттуда она должна была добираться до Москвы. Андрейс приехал из Латвии, Сяо — из Китая. Ждем Фаруха Рузиматова, из Санкт-Петербурга. 

Большое количество людей съезжается на съемки ради того, чтобы по-другому увидеть балет, посмотреть на красоту, на ведущих солистов, которые представлены разными театрами: Большим, Мариинским, Михайловским, Пермским, Красноярским, Татарским...»


Марина Денисевич, руководитель проекта

«Для нас важна была поддержка великих танцовщиков, хореографов, которые составляли славу русского балета. Я хочу упомянуть  человека, которого давно нет с нами, но мысленно он всё равно рядом, — это Марис Лиепа. Вчера была годовщина его памяти. Мы встречались с Майей Михайловной Плисецкой. И хотели, чтобы она участвовала в нашем проекте. И ей этого хотелось. Но она очень боялась становиться членом жюри, потому что ей казалось, что ее весомое слово может как-то повлиять на карьеру, кого-то сильно расстроить. Она боялась ранить участников проекта. И бережное отношение к участникам проекта — то, что мы в себе сохранили и помним всегда об этом. И конечно, Юрий Николаевич Григорович, с которым мы тоже встречались. Он не просто поддерживает наш проект: мы советовались с ним по поводу того, какие лучше придумать правила. Он дал много советов, которые нас вдохновили и дали правильное направление. 

Мы гордимся тем, что в этом году у нас очень красивое международное жюри. У нас есть госпожа Лефевр, представляющая Евросоюз, господин Сяо, представляющий страны БРИКС, русские танцовщики. Что касается того, как всё будет оцениваться. Каждый член жюри, посмотрев выступление пары, будет высказывать свое мнение. И в конце член жюри должен сказать, отдает он свой голос за участника или нет. Впрочем, наши ведущие могут дать еще одно право членам жюри, это пока сюрприз для телезрителей»


Илзе Лиепа, ведущая проекта

«Для меня большая честь войти в этот проект. Он грандиозный не только потому, что сделан профессионалами, а еще потому, что каждый шаг сделан с большой любовью.

Уверяю вас, в каждом шаге проекта есть интрига. Например, в том, что мы выбираем не среди совсем начинающих артистов. Некоторым из них уже рукоплескали в разных странах мира. Балет — искусство молодое, в нем звездами и состоявшимися артистами становятся очень рано. И попасть в этот проект для них — огромное чудо и огромная удача. Благодаря тем людям, которые создавали «Большой балет», проект привлек фантастические силы современных хореографов, в том числе мэтров»


ТЕХНИКА И АРТИСТИЗМ

Профессор Сухуа Сяо покоряет великолепным русским языком и любовью к русской школе балета, которую наряду с французской он считает ведущей в мире.

Вы первый раз участвуете в качестве члена жюри «Большого балета»...

Мне кажется, организаторы телепрограммы вышли на меня через Юрия Николаевича Григоровича, потому что я с ним на разных конкурсах был. 

Молодых артистов нужно оценивать по технике или по артистическим способностям? Понятно, что балет – синтетическое искусство, и тем не менее?

Вы знаете, я как раз против того, чтобы оценивать больше по техническим параметрам. Для артиста балета главное не техника, хотя она должна присутствовать, и безупречная. Но мы вспоминаем Галину Уланову, Наталью Макарову, у которых не было блестящей техники, но была артистическая жилка, талант. Когда я в 1959 году увидел партию Жизели Улановой, я плакал. Я до сих пор не могу спокойно вспоминать об этом... В первом акте «Жизели» вообще техники особой не было, но на сцену выходила деревенская девушка 16-17 лет и захватывала. Сейчас как раз большое внимание обращают на технику. Для молодых артистов сразу трудно стать мастером. Я видел Катю Максимову и Владимира Васильева в том же 1959 году. Они были совсем молодые, но уже артисты. И сейчас это уходит из балета, а жалко.  

Профессор Сухуа Сяо вошел в состав жюри второго сезона «Большого балета» 

А что приходит тогда?

Современный балет уходит в авангардную форму, которая не нуждается в большой чувственности. Там есть работа тела, и на нее обращается внимание, прежде всего. Но я думаю, что настоящий балет все-таки должен быть таким, чтобы не только говорил своим телом, но говорил от всего сердца. И сейчас этого всё меньше и меньше. 

От этого конкурса вы ожидаете новых звезд или общения с коллегами?

Я хочу для себя открыть новые таланты, тем более, что в России их много. И я очень волнуюсь, потому что никогда не участвовал в конкурсах, где мне нужно отвечать «да» или «нет». Я обычно инкогнито ставил свои баллы и всё. И мне очень трудно будет сказать «нет», но придется это сделать.

У вас есть любимый балет?

Если говорить о балетмейстере, то в России это Юрий Григорович, его «Каменный цветок», «Легенда», «Спартак», «Иван Грозный». Я не говорю уже о редакциях «Лебединого озера» и «Щелкунчика». Еще я люблю раннего Уильяма Форсайта, Пину Бауш и других.

Есть ли у вас балетная постановка, которую вы дома пересматриваете для удовольствия?

У меня много видеозаписей, но когда я смотрю их, то не отдыхаю, а работаю. Если нескромно сказать, то во всем мире именно большие балеты, и китайский, и мировой,  изучаю один я. Лучшим спектаклем XX века я бы назвал «Лебединое озеро» Мэттью Боурна. Он там такуюглубину мысли поднял... У него не такая уж и сильная техника, но как драматург и мыслитель он велик.

Какой другой вид искусства помогает вам отдыхать?

Литература. Музыка – не в такой степени.У вас есть профессиональный девиз? Для меня главным является не безупречность работ, а движение вперед. 


Поделись с друзьями
Другие статьи по тегам
Комментарии(0) Комментировать
Загрузка...