10:36, 19 мая, 2015

«Формула-1»: 65 лет чистого адреналина

336 0

«Королевские гонки» отмечают 65-летие

Наверное, автоспорт не так популярен, как футбол. Наверное, не каждый мечтает оказаться в кабине гоночного болида. Но по накалу страстей, по совокупности риска, зрелищности, финансовых, физических и эмоциональных затрат сложно найти в спорте такую же яркую дисциплину, как «Формула-1».

Предпосылки к возникновению «Формулы-1» появились еще в 20-е годы прошлого столетия. Тогда регулярно проводился чемпионат Европы по автогонкам. Крейсерская скорость в 100 км/ч казалась по тем временам невероятной, и соревнования привлекали сотни тысяч зрителей. Регламент предполагаемого чемпионата мира придумали еще до Второй мировой войны, но планам не суждено было сбыться.

 Хуан-Мануэль Фанхио пять раз выигрывал чемпионат мира «Формулы-1»

В 1946 году только что созданная Международная автомобильная федерация опубликовала новые правила, а первая гонка состоялась в Англии, на автодроме «Сильверстоун». Победил итальянец Джузеппе Фарина на «Альфа Ромео», лишь на доли секунды опередив своего партнера по команде Хуана-Мануэля Фанхио. Но зато Фанхио в последующие семь лет стал победителем пять раз и до сих пор считается одним из величайших гонщиков.

Гоночные болиды середины прошлого века мало напоминали современные плоды инженерной мысли. Но постепенно вносились новшества. В 1959 году инженеры команды «Купер» внедрили задний привод. Болид отлично управлялся и дважды занимал первую ступень общего зачета. Вскоре все гоночные машины стали заднемоторными. Дальше — больше; инженеры искали вдохновение в авиации. В начале 60-х годов команда «Лотус» впервые показала болид, корпус которого — так называемый монокок — представлял собой цельную оболочку, которая одновременно была и единственным несущим элементом. Кстати, тогда же появились и первые дуги безопасности: они спасали пилота, если автомобиль опрокидывался.

Нам сейчас трудно в это поверить, но до 1968 года болиды не имели рекламных надписей и наклеек. Но постепенно спонсорство набирало обороты: вкладывались немалые деньги, но и прибыль, учитывая популярность соревнований, была ощутима.

Болид Lotus 60-х годов XX века 

Годы шли, а конструкторы продолжали работали над увеличением скорости и мощности. Появились антикрылья — особые приспособления, за счет аэродинамики как бы прижимавшие автомобиль к дороге, позволяя переносить большие ускорения без срыва в занос. Затем был придуман так называемый граунд-эффект, тоже аэродинамический: он также позволил увереннее управлять болидом. Но регламент соревнования то и дело менялся. Тогда, в 80-е, казалось, что уже пора ограничить скорость каким-то пределом, и поэтому граунд-эффект и турбомоторы были запрещены.

Электроника, пришедшая с началом 90-х в автомобилестроение, поначалу активно использовалась в конструкции болидов, но потом была запрещена: компьютеры брали на себя так много функций, что непонятно становилось, в чем же роль пилота при управлении автомобилем.

В 80-е граунд-эффект и турбомоторы на болидах были запрещены

Конец 80-х и 90-е годы стали золотой эпохой «Формулы-1». Во-первых, в это время в чемпионате выделяется группа ключевых команд: это «Феррари», «Макларен», «Уильямс», «Лотус», «Бенеттон». Во-вторых, на гоночном небосклоне загораются яркие звезды, которые потом будут навсегда вписаны в историю. 

Чего стоит одно только легендарное противостояние Айртона Сенны и Алена Проста. Их соперничество продолжалось вплоть до 1994 года, когда Прост ушел из «Формулы», а Сенна погиб на Гран-при Сан-Марино. Эта авария потрясла всех: стандарты безопасности были кардинально пересмотрены, и после гибели Айртона смертей на трассе «Формулы-1» больше не было. 

Виталий Петров стал первым российским пилотом, поднявшимся на подиум в гонке «Формула-1»

В начале XXI века в «Формуле» явно лидирует команда «Феррари»: до 2004 года пилот Михаэль Шумахер выигрывает все чемпионские титулы; позже, выступая за «Бенеттон», он завоюет еще два титула и станет семикратным чемпионом. А в 2010 году в первенстве появляется первый российский пилот  — Виталий Петров.

БОЛИД И ЕГО КОМАНДА

Сам гоночный болид сделан из углепластика. Колеса его расположены вне корпуса. Гонщик находится в тесной кабине. Перед ним — спортивный руль и сложная приборная панель; под ногами — педали без АБС и тормозного усилителя. Объем мотора и количество цилиндров в двигателе согласуются с техническим регламентом, который обновляется чуть ли не каждый год, но «Формула-1» — это не соревнование моторов (и вообще даже не самая быстрая автогоночная серия).

Шасси для болида каждая команда создает самостоятельно. Двигатели и покрышки могут быть приобретены и на стороне, у партнера. У каждой команды два гонщика, и выступают они на разных автомобилях (в противном случае команду ожидает штраф).

Бывшие пилоты Red Bull Себастьян Феттель и Марк Уэббер 

Собственно гран-при обычно проводится с пятницы по воскресенье и состоит из свободных заездов, классификации и гонки. В разные годы количество гран-при в «Формуле-1» варьировалось: от 7 до 19, но в течение одного сезона страны и трассы не повторяются. Кульминация всегда в воскресенье: гонка примерно в два часа дня (это оптимальное время для телетрансляции в разные регионы). Дистанция обычно составляет порядка трехсот километров, а максимальное время — два часа.

Лелла Ломбарди

Очки во время гонки набирает не только пилот, но и остальная команда, ведь борьба идет не только за титул чемпиона мира, но и за Кубок конструкторов. Кроме того, есть еще и неофициальные призы и титулы: «Лучшая трасса», «Лучший гонщик», «Лучший новичок», «Выбор гонщиков».

Любопытно, кстати, что до сих пор команды «Формулы-1» называются конюшнями — совсем как на скачках. Возможно, причина в том, что первенство зародилось в Великобритании, а за гонками лошадей там во все времена следили с вниманием и энтузиазмом. 

Так сложилось, что «Формула-1» — это, в отличие от других видов спорта, все-таки мужская стихия. За всю историю гонки в ней приняло участие пять женщин, и лишь одна из них, Лелла Ломбарди, смогла набрать очки: это было на Гран-при Испании в 1975 году, на финише она была шестой.

ПРИДАТЬ УСКОРЕНИЕ

Сколько бы ни стоил гоночный болид, а без топлива он совершенно бесполезен. А потому гонка машин становится еще и соревнованием нефтяных компаний, и ему тоже уделяется пристальное внимание. Для каждого гран-при привозят примерно две тысячи литров топлива. Оно, разумеется, расходуется не только во время гонки: есть ведь еще пятничные и субботние тренировки, квалификация, разминка. Аппетит у болидов хороший: до ста литров бензина на сто километров пробега.

В настоящее время дозаправки на трассе запрещены. Считается, что это правило усложняет гонку, ведь пилоту необходимо не только опережать соперников, но и эффективно расходовать горючее. Когда дозаправки были разрешены, они являлись элементом стратегии: потратить время на пит-лейне как можно грамотнее, заехав туда в самый удачный момент. За работу берутся инженеры и механики, и в эти секунды лучше всего видно, что «Формула-1» — это труд не только пилота, но и всей команды, ведь и дозаправка, и замена шин занимают считанные мгновения — так хорошо слажены все действия работников бокса.

В настоящее время во время пит-стопа дозаправка болида запрещена

1 евро и 30 центов — такова средняя цена литра бензина на любой из европейских заправок. По современному техническому регламенту «Формулы-1»в топливе для автомобилей на гран-при не могут содержаться вещества, которые не присутствуют в обыкновенном бензине, который продается на городских заправках. Но вот пропорции компонентов могут быть другими, так что цена горючего для гонок выше примерно в шесть раз.

Интересно, что так было не всегда: в первые годы никаких ограничений не было вообще, и бензин мешали с метиловым спиртом, ацетоном, авиационным керосином и другими присадками. Все бы ничего, но такие «коктейли» бывали часто настолько ядовитыми, что после заезда механикам приходилось промывать мотор обычным бензином, чтобы агрегаты не разъело. И все ради дополнительной мощности! В результате раньше топливо для «Формулы-1» могло стоить даже 400 долларов за литр.

ВО ЧТО «ОБУТЫ» МАШИНЫ

Шины — еще одно слагаемое успеха на трассе. Команда должна выбрать правильные покрышки, и для этого на тестах и в свободных заездах тратится огромное количество времени. Гоночные шины живут недолго: часто они приходят в полную негодность за пару сотен километров. Требования к ним: прочность, малый вес и отличное сцепление с трассой. Изготовляются покрышки из резины, нейлона и полиэстера в разных пропорциях. Чем мягче шина, тем лучше сцепление, но тем быстрее от нее ничего не останется.

Всего есть три типа покрышек: «слики» для сухой трассы, дождевые — для мокрой, а также промежуточный вариант. Впрочем, дождь во время гонки бывает не такуж часто.

В последние годы резину командам «Формулы-1» поставляет только один производитель

В 2005 году на Гран-при США случился «шинный скандал»: из-за дефекта в шинах одного из производителей все команды, на болидах которых она стояла, решили отказаться от участия из соображений безопасности. В итоге на трассу вышло всего шесть автомобилей.

РИСК — НО БЕЗ УГРОЗЫ ДЛЯ ЖИЗНИ

Массовые гонки редко обходятся без аварий 

Автоспорт штука травмоопасная, но безопасности пилотов здесь уделяется огромное внимание. Каждый болид обязательно проходит несколько проверок. Помимо дуг безопасности, гонщиков защищают специальные комбинезоны, которые выдерживают открытое пламя в течение 14 секунд, а также перчатки из негорючих материалов. Разумеется, у каждого есть шлем.

Аварий в «Формуле-1» (как и вообще в автогонках) было огромное количество. Самыми печальными и разрушительными были лобовые столкновения, а также аварии, при которых одна машина наезжает колесами на колеса другой: после этого непреодолимая сила подбрасывает болид вверх, и он становится абсолютно неуправляемым.

Огромную опасность представляют оторвавшиеся колеса болида: они мчатся со страшной скоростью. Поэтому с некоторых пор гоночные автомобили оснащаются особым страховочным тросом, который позволяет сохранить конструкцию в целости, даже если произошла авария.

«ФОРМУЛА» В КИНО

Горячая гонка и ожесточенное соперничество — благодатный материал для любого режиссера: о «Формуле-1» снято много фильмов, как документальных, так и художественных. Документальная лента под названием «Сенна» (2010) рассказывает, как несложно догадаться, об одном из самых знаменитых гонщиков за всю историю — об Айртоне Сенне. Художественный фильм «Жизнь взаймы» (1977) — по роману Ремарка— это история автогонщика, который решает уйти из спорта после гибели своего друга и коллеги, и его любви к удивительной девушке, которая возвращает ему энергию жизни.

Постер к фильму «Гонка» (2013)

Также стоит посмотреть фильм «Гонка» (2013), основанный на реальных событиях. Он дает довольно цельное понимание мира профессионального автоспорта и царящих в нем нравов. Лента рассказывает о двух непримиримых соперниках — обаятельном и самодовольном британце Джеймсе Ханте и старательном дисциплинированном австрийце по имени Ники Лауда. Каждый из них готов довести себя на трассе до предела, только бы завоевать вожделенный титул, — но вот победой они распорядятся по-разному.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

В последние годы регламент «Формулы-1» то и дело меняется; в частности, это касается требований к моторам. Все для того, чтобы скорость была меньше — в целях безопасности, а обгонов по ходу гонки больше —для зрелищности. Многие опытные команды покинули этот чемпионат из-за финансовых проблем: работа технических специалистов и обслуживание болида стоят миллионы долларов. Как бы там ни было, «Формулу-1» неслучайно именуют «королевой автоспорта»: участие в ней престижно, о ней мечтают все гонщики, для многих она становится целью всей жизни. Да и нам, зрителям, интересно следить за гонкой по телеэкранам, особенно когда мы начинаем разбираться, что и как происходит на трассе, и осознаем, что за каждым визором гоночного шлема — живой человек, преодолевший невероятно сложный путь в своем стремлении к победе.


Семерка самых известных гонщиков «Формулы-1»

  • Михаэль Шумахер (Германия)
    Имя этого гонщика стало нарицательным: оно известно даже тем, кто далек от автоспорта. Прозвище «Красный барон» Михаэль получил из-за своего автомобиля «Феррари» (как несложно догадаться, красного цвета). У Шумахера — абсолютный рекорд и по титулам, и по набранным очкам.
  • Айртон Сенна (Бразилия)
    Чемпион мира в 1988, 1990 и 1991 годах. Стиль вождения у Сенны был очень рискованным, но очень эффективным. При любой погоде он управлял болидом виртуозно, за что получил прозвище «Человек дождя». Трагически погиб во время заезда в 1994 году, но навсегда остался в сердцах болельщиков.
  • Себастьян Феттель (Германия)
    Получил известность прежде всего как самый молодой чемпион мира. Начал с картинга, а спустя 13 лет попал в «Формулу». Сейчас ему 27, и он четыре раза получил самый престижный титул в автоспорте.
  • Ален Прост (Франция)
    Четырехкратный чемпион «Формулы» — и один из лучших пилотов за всю историю. Поклонники называют его Профессором— за четко выверенный, предельно расчетливый и аккуратный стиль езды.
  • Льюис Хэмилтон (Великобритания)
    Первый темнокожий пилот «Формулы-1», двукратный чемпион мира. В детстве попросил автограф у гонщика Рона Денниса из команды «Макларен» и сказал ему, что намерен ездить за рулем его болида. Самое забавное, что так оно и вышло.
  • Хуан Мануэль Фанхио (Аргентина)
    За семь лет завоевал титул чемпиона «Формулы» пять раз, причем последний — когда ему было уже 46 лет. Таким образом, стал самым пожилым чемпионом.
  • Ники Лауда (Австрия)
    Тот самый педантичный пилот из фильма «Гонка». Трехкратный чемпион мира, а после — комментатор на спортивном канале. В 1976 году на трассе «Нюрбургринг»его болид загорелся, и Ники получил страшные ожоги, но выжил и продолжил карьеру, став знаменитым на весь мир.
Поделись с друзьями
Другие статьи по тегам
Комментарии(0) Комментировать
Загрузка...