09:40, 20 января, 2016

Мрачный почерк

550 0

Миры Дэвида Линча: автор «Твин Пикса» и «Головы-ластика» отмечает юбилей

Сегодня, 20 января, исполняется 70 лет мрачному сюрреалисту Дэвиду Линчу. Его работы не раз отвергали критики и киноведы, но становились культовыми среди миллионов простых зрителей. И, кажется, нет на свете другого такого человека, кто бы так настойчиво предлагал уяснить одну простую истину: «Мир не такой, каким видится».

Дэвид Линч

Все фильмы Дэвид Линч представляют собой нескончаемые лабиринты человеческого подсознания

Великий творец кинолабиринтов подсознания родился 20 января 1946 года в городе Миссула, штат Массачусетс. Он ворвался в кинематографический мир со своим исключительным видением — иррациональным, пугающим, необъяснимым. И вот уже почти полвека Дэвид Линч не изменяет себе, продолжая будоражить умы миллионов киноманов своими сюрреалистичными фантазиями.

Эксцентричности Дэвиду Линчу не занимать: в детстве он любил препарировать насекомых, чуть постарше нередко заглядывал в морг. Его кумир в живописи (он и сам неплохо пишет) — экспрессионист Оскар Кокошка. Уже будучи признанным в кино Дэвид Линч отказался от весьма лестного предложения Джорджа Лукаса снять один из эпизодов «Звездных войн», объяснив свое решение ярким режиссерским почерком. А Стэнли Кубрик как-то признался, что сожалеет о том, что не он снял ленту «Голова-ластик». А это, между прочим, был дебютный полный метр будущего маэстро странного кино. Впрочем, сам Линч поясняет: он всегда искренне рад тому, что его фильмы можно понимать как угодно. Особенно, ему нравится, когда люди высказывают самые причудливые интерпретации его сюжетов.

Но многие зрители, безусловно, найдут что-то свое в странностях любого персонажа Линча,  будь то агент Купер из «Твин Пикса», Сэйлор из драйвовых «Диких сердцем» или нуаровские обитатели «Малхолланд-драйв». Все его фильмы, по большому счету, представляют собой нескончаемые лабиринты человеческого подсознания.

"Твин Пикс"

«Твин Пикса» одна из самых известных работ Дэвида Линча

Полнометражный дебют Линча – «Голова-ластик» 1977 года – стал одним из самых мрачных и завораживающих фильмов, спустя три года на экраны вышел знаменитый «Человек-слон», номинированный на «Оскар». Дальше последуют неоднозначная картина «Дюна» по роману Фрэнка Герберта и один из самых авторских, оттого загадочный «Синий бархат» – своего рода, предвестник «Твин Пикса».

Но до агента Купера будут еще бесшабашные «Дикие сердцем» с молодыми Николасом Кейджем и Лорой Дерн. А после телевизионного триумфа «Твин Пикс» Дэвид Линч представит публике таинственное «Шоссе в никуда».

Но есть как минимум одна работа вне стиля Линча – без карликов, красных материй, параллельных миров и пущей недосказанности. Фильм «Простая история» оказался действительно простым – про дружбу, любовь, ненависть, непонимание.

Следующей заметной работой Дэвида Линча стала картина «Внутренняя империя», снятая на обычную цифровую камеру и без предварительного сценария. Вместо этого на съемочной площадке царила полная импровизация: Линч предложил актерам тему, от которой они должны были оттолкнуться, доверившись собственной интуиции.

Вне кино важное место в жизни Дэвида Линча занимает трансцендентальная медитация и музыка. Последняя вообще играла большую роль в фильмах режиссера, но в дальнейшем Дэвид и сам увлекся электронной музыкой и в 2001-м году выпустил первый собственный альбом, а спустя десять лет – и второй. 

Фото: cinearchive.org, indiewire.com

Поделись с друзьями
Другие статьи по тегам
Комментарии(0) Комментировать
Загрузка...