19:24, 06 мая, 2015

Новые звезды кино: необычные истории успеха

554 0

Мартин Фримен, Бенедикт Камбербатч и другие артисты с поздним взлетом

Tricolor TV Magazine начинает цикл статей о новых звездах кино. В наших материалах мы расскажем о примерах необычного зрительского успеха, так сказать не благодаря, а вопреки.

Легко заметить, что в последние десять лет существенно изменился механизм достижения популярности в кино- и телеиндустрии. За счет прямой интернет-демократии проверенные схемы раскручивания звезд все чаще дают сбой – как, например, негласное правило о том, что артист, а особенно артистка, не достигшие популярности к тридцати годам, обречены на роли второго плана или локальную известность. Пользователи твиттера и фейсбука сами назначают любимцев, не особенно принимая во внимания возраст, национальность или стандарты внешности. Теперь проснуться знаменитым можно в любом возрасте и совершенно неожиданными ранее путями. Роль в успешном сериале может обеспечить артиста преданной армией поклонников, а главная роль в блокбастере – надолго оставить в амплуа «этого неинтересного блондина». 

Талант Камбербатча можно определить словами «пластичный», «разнообразный», «хамелеон»

Еще одна любопытная и обнадеживающая примета времени – то, что народная любовь зачастую сваливается вовсе не на типичных красавиц и красавчиков, а на действительно классных артистов: оказывается, у публики губа не дура. И да, по странному стечению обстоятельств большинство зрительских любимцев – британцы по происхождению. Имперская экспансия продолжается новыми средствами.

Безусловно, самый яркий и характерный пример подобного взлета – история английского артиста Бенедикта Камбербатча, который проснулся знаменитым после первого сезона сериала «Шерлок» в 2010-м, а после выхода второго сезона в 2012-м мир накрыла настоящая волна не только шерлокомании, но и камбер-психоза.

Казалось бы, ничто не предвещало: на момент выхода первого «Шерлока» Камбербатчу было уже тридцать три, и за исключением отлично сыгранных ролей (в основном второго плана, а то и вовсе эпизодических) в кино и на телевидении в его активе был всего лишь одна по-настоящему заметная, и то - в пределах Соединенного королевства, главная роль – молодого Стивена Хокинга в телепостановке 2004-го года. Камбербатч постоянно поддерживал актерский тонус игрой в театре, что вообще типичная и очень полезная практика для британцев, но весь ход его карьеры скорее говорил о том, что до конца своих дней артист останется скромным рыцарем Мельпомены без особенной славы и перспектив. Тем более что и обаятельное, но странное, по-английски вытянутое лицо никак не просилось на обложку. 

Успех сериала, а в особенности – главного героя, молодого Холмса в байронических кудрях и ольстерском длиннополом пальто, зажег настоящую твиттер-революцию под хэштегами #sherlock и #cumberbatch. На артиста посыпались предложения, в том числе из-за океана. Роль у Стивена Спилберга в «Боевом коне», роль в полнометражном ребуте знаменитого сериала «Звездный путь», после которой Камбербатч пополнил галерею харизматичных британских злодеев Голливуда, работа в экранизации Ле Карре «Шпион, выйди вон!» вместе с великим Гэри Олдманом, роль в спектакле «Франкенштейн» известного своими киноработами режиссера Дэнни Бойла, за которую он напополам с Джонни Ли Миллером был удостоен крупнейшей национальной премии Лоуренса Оливье.

Сегодня график актера расписан на несколько лет вперед

Правда, в последнюю пару лет на фоне не стихающего фанатского восторга последовала череда крепко сыгранных ролей в откровенно неудачных фильмах – оскароносном занудстве «12 лет рабства», провальной «Пятой власти» и скучном байопике математика Алана Тьюринга «Игра в имитацию», также номинированном на «Оскар», но справедливо обойденным по всем статьям «Бёрдманом» Иньярриту. Правда, Камбербатч так замечательно шипел и рычал в роли дракона Смауга из «Хоббита», что за это ему простятся все остальные тактические промахи при выборе сценариев.

Строго говоря, этот артист вроде бы вовсе не заточен под «кинозвезду», и дело даже не в своеобразной, скорее некрасивой, внешности. Талант Камбербатча скорее можно определить словами «пластичный», «разнообразный», «хамелеон», а пипл, как считается, любит скорее актеров, в чем-то сходных с рок-героями, вечно представляющих вариации одного и того же успешного образа. Тем не менее, парадоксальное сочетание мастерства, присущей любому англичанину самоиронии и какой-то подкупающей детской непосредственности, искренности в игре привлекает к нему сердца зрителей – ну, или скорее зрительниц всех возрастов. 

График актера расписан на несколько лет вперед, самые ожидаемые роли – Гамлет в театральной постановке, премьера которой запланирована на август этого года, Ричард III в сериале «Пустая корона» (кстати, согласно исследованиям ДНК артист является еще и родственником последнего Плантагенета), а также доктор Стрейндж в очередном фильме-комиксе компании Марвел. Вот где Камбербатч наконец порезвится вволю!

Мартин Фримен в роли Бильбо в картине «Хоббит»

Коль скоро мы рассказали одну историю успеха родом из «Шерлока», то грех не вспомнить партнера Камбербатча по сериалу – верного доктора Джона Хэмиша Уотсона в исполнении Мартина Фримена. На четыре года старше Камбербатча, сейчас ему уже за сорок, Фримен на момент выхода «Шерлока» мог похвастаться несколько более эффектными ролями – в его активе были такие фильмы как уморительная черная комедия «Типа крутые легавые» и фантастический бурлеск «Автостопом по Галактике». Но личной популярностью Фримен обязан все же «Шерлоку».

Меломан, модник и большой умница, Фримен весьма дальновидно распорядился капиталом свалившейся на него известности, сосредоточившись на роли Бильбо в эпопее «Хоббит» Питера Джексона. 

Также Фримен принял участие в сериале «Фарго» по мотивам знаменитого фильма братьев Коэнов. Правда, обе работы помимо актерского класса показали некоторую ограниченность его диапазона: кажется, Фримен рожден играть заурядных героев с ожидаемым комическим или же несколько зловещим оттенком. Впрочем, недавно он исполнил также роль того же Ричарда III в театре, которая была отмечена благожелательной критикой и ожидаемым зрительским вниманием. 

Еще один артист с поздним взлетом – Ричард Армитидж, обязанный популярностью уже блокбастеру – упомянутому «Хоббиту». Ровесник Фримена, Армитидж снискал небольшую, но устойчивую популярность у женской части телеаудитории в основном благодаря участию в викторианской мелодраме «Север и юг», свою роль также сыграла необыкновенно эффектная, даже несколько чересчур, внешность артиста. Как ни странно, но есть такой тип слишком красивых актеров, которых режиссеры не берут на серьезные роли из опасения, что за этим великолепным деревом зритель не разглядит величия замысла; это как раз случай Армитиджа.

Порой слишком красивых актеров режиссеры не берут на серьезные роли

Высокий и могучий синеглазый брюнет, будто рожденный играть королей и полководцев, до определенного момента довольствовался ролями в мелодрамах и боевиках, где его все время норовили раздеть и как-нибудь помучить на потребу низменным инстинктам публики. В «Хоббите» он поначалу пробовался на роль эльфийского лучника, но Питер Джексон, молодец, не проглядел фактуру и дал Армитиджу достойного героя – короля гномов Торина Дубощита. 

После «Хоббита» Армитидж также раскрылся как сильный театральный актер в постановке «Суровое испытание» по знаменитой пьесе пулитцеровского лауреата Артура Миллера, посвященной процессу Салемских ведьм. А еще у Армитиджа очень милый твиттер, где он вывешивает не только анонсы фильмов и спектаклей, но и снимки своих разноцветных носков. 

Настало время оживить мужскую кампанию – например, самой желанной женщиной планеты по версии нескольких мужских журналов, актрисой Эмилией Кларк. Еще один стремительный, удивительный, неожиданный успех, которому Эмилия обязана ролью «матери драконов», принцессы Дейнерис Таргариен в легендарном сериале «Игра престолов» по книгам Дж. Мартина.

В актерской профессии многое зависит от случая

Любопытно, что до появления в сериале у артистки не было ни одной заметной роли в кино и на телевидении, она была практически исключительно театральной актрисой – играла, правда, в классических пьесах: Шекспир, Бернард Шоу, Чехов, Гоголь. Сочетание высокой театральной школы и обольстительной внешности подействовало на зрителей умопомрачительно: у нескольких моих знакомых мужчин на обложке телефона стоит портрет Эмилии Кларк, что служит хорошим поводом для дружеских шуток - мол, жена/подружка не обижается?

Сейчас мир замер в ожидании премьеры пятого сезона «Престолов». Меж тем уже известно, что Эмилия Кларк появится еще и в роли Сары Коннор в новом «Терминаторе».

Подружка Эмилии Кларк по «Игре престолов» – в чем мы, конечно, не уверены, но почему бы не пофантазировать – актриса Натали Дормер, девушка с точеной фигуркой и необычным лицом. Если Бенедикта Камбербатча зачастую сравнивают с выдрой, то Натали скорее напоминает ласку. Яркие миндалевидные глаза, треугольный овал лица с острым подбородком – без макияжа Дормер даже несколько напоминает финку или петербурженку с ингерманландскими корнями. Меж тем, она тоже англичанка, и довольно лихая, судя по всему, барышня. 

Тот случай, когда экранное амплуа отчасти соответствует характеру – а помимо интриганки Маргери Тирелл актриса известна в ролях Анны Болейн из «Тюдоров» и Ирен Адлер из американской версии приключений Холмса – сериала «Элементарно». Натали весьма хороша в покере (заняла второе место в женском турнире среди знаменитостей), увлекается фехтованием. После удачных ролей в сериалах приняла участие в блокбастере «Голодные игры: Сойка-пересмешница» в роли Крессиды.

 Без макияжа Дормер несколько напоминает финку или петербурженку с ингерманландскими корнями

Закончим первую часть нашего обзора еще одним британским артистом с довольно странным набором ролей, нетривиальным путем к известности и при этом по-настоящему мощной органикой: конечно, в актерской профессии многое зависит от случая, но люди с подобными данными все же появляются раз в несколько десятилетий. Том Хиддлстон, в противоположность большинству списка, ничем или почти ничем не обязан телевидению. Небольшие проходные роли или главные в проходных телепостановках создали ему реноме этакого солнечного хипстера – с улыбкой от уха до уха, в золотистых кудряшках. В тридцать лет (тоже не то чтобы рано) на артиста свалилась армия поклонниц-тинэйджеров, после того, как «главный по Шескпиру» актер и режиссер Кеннет Брана, старший друг и учитель Хиддлстона, притащил его в фильм-комикс «Тор» на роль вредного младшего брата, антигероя Локи.

В тридцать лет на артиста свалилась армия поклонниц-тинэйджеров

Харизма и самоирония артиста позволила ему в легкую переиграть мускулистого блондина Криса Хемсворта и достойно выглядеть на фоне таких звезд как Энтони Хопкинс и Натали Портман (правда, особо не заморочившихся на игру в фильме-комиксе). Второй и третий фильмы саги – «Мстители» и «Тор 2» усугубили реноме артиста как одного из лучших британских злодеев, это амплуа потом будет несколько раз использовано в весьма художественной английской рекламе. 

Парадокс в том, что роли, в которых актер не просто хорош, а хорош необыкновенно, изначально не были рассчитаны на широкого зрителя, но благодаря увлеченности поклонников артиста приобрели неожиданную известность. Это сериал «Пустая корона» по историческим хроникам Шекспира (первый сезон вышел уже после двух первых комиксов), где Хиддлстон сыграл принца Хэла, затем короля Генриха V, величайшего полководца Столетней войны, своего рода персонаж-апофеоз английского духа. Это картина «Глубокое синее море» по пьесе Теренса Раттигана: драма о любви замужней аристократки и молодого летчика с травматическим синдромом после Второй мировой. И это театральная постановка редкой на сцене поздней пьесы Шекспира «Кориолан», где Хиддлстон в главной роли Кая Марция Кориолана просто взрывает танцпол бешеной маскулинной харизмой. 

Нетрудно заметить, что ряд составляют персонажи отчетливо мужественные, героические характеры. Существует распространенное заблуждение, что подобного рода цельную натуру играть проще, чем рефлексирующего персонажа; оказывается, это совсем не так. В век пост- и даже пост-постмодернизма Гамлета может сыграть каждый: будь ты женщина, старик или юноша – так даже интереснее, иной раз. Но вот эти вдохновенно-монолитные герои вроде Генриха V или Кориолана – с ними подобные фокусы не проходят; это экзамен сродни атаке, где ты либо способен встать в полный рост и повести за собой, либо нет, и тогда взятки гладки. 

Роли, в которых Хиддлстон не просто хорош, а хорош необыкновенно, изначально не были рассчитаны на широкого зрителя

Артистов с подобным напряжением энергии духа исчезающее мало, и остается надеяться, что те, которые появляются, – Хиддлстон ярчайший пример такого таланта, – не профукают этот дар впустую. А зритель – он не дурак, он вполне способен разглядеть подлинность и восхититься ею. Рассказанные нами истории успеха – лишнее тому доказательство.


Поделись с друзьями
Другие статьи по тегам
Комментарии(0) Комментировать
Загрузка...