09:54, 21 июля, 2016

Зачарованная Юджином О’Нилом

512 0
Лора Чугуевская
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Режиссер и актриса Амина Жаман: «Снять малобюджетный фильм в США реальнее, чем поставить одноактную пьесу в Москве

Когда, как не в Год российского кино, поговорить с молодым режиссером, кто по-настоящему влюблен в искусство, преподаёт в ГИТИСе и чьи фильмы собирают призы на международных фестивалях? В коллекции Амины Жаман уже есть «Золотой абрикос» в Ереване за дебют, приз зрительских симпатий на Albanian Film Week International Festival in New York 2013, приз за яркий дебют на Международном кинофестивале в Лутраки, Греция.

Амина Жаман

 Амина Жаман – молодой режиссёр с блестящим будущим 

Амина Жаман знает о кинопроизводстве всё от «А» до «Я», являясь к тому же автором сценария и автором музыки своих фильмов. Ей всего 29 лет, и она только что презентовала в Москве свой третий киноопус – короткий метр «Человек кино» с актёрами Шоном Стоуном, сыном трижды оскароносного режиссёра Оливера Стоуна, и Джеком Димичем, заодно сыграв главную женскую роль. Действие картины разворачивается в Мексике, она снята в Нью-Йорке на английском языке.

Остаётся только гадать, какой сценарий она выберет для своего первого фильма в России…

Вы действительно сами пишете музыку для своих фильмов?

Конечно. Я окончила два класса музыкальной школы – фортепиано и хоровое пение. Наверное, самое радостное воспоминание из детства, – это когда я летела на сольфеджио, как в рай. Для меня каждый предмет: и хор, и музыкальная литература, а также выступления всегда дарили радость и одухотворение.

Я пела в ансамбле «Московские соловушки» под руководством профессора Льва Зиновьевича Канторовича. Когда в детстве поешь в хоре, мне кажется, это очень хорошо организует ребенка. Дисциплина, которой я тогда научилась, помогает мне сегодня организовывать съёмочный процесс всех моих картин.

Девочка Амина мечтала стать актрисой?

Не то чтобы мечтала: я просто родилась актрисой. Я живу искусством. Каждый день что-то читаю, пишу, слушаю, смотрю, обогащаюсь. Это бесконечный рост. Мне жаль, что в сутках 24 часа, и боюсь, что не успею экранизировать всё, о чём мечтаю; сыграть тех героинь, на типаж которых я подхожу.

Кино, музыка, шоу-бизнес – все это искусство, одно другому не только не мешает, но и помогает. Если ты учился всем этим профессиям, имеешь талант, дипломы и любопытство, сострадание к людям, тебе всё это поможет в профессии.

У вас была мечта поступить именно в ГИТИС или так сложилось?

Только ГИТИС! Во втором классе я написала сочинение, что поступлю в ГИТИС. Тогда я мечтала стать балериной, потому что меня потряс вечер хореографии в Большом театре, на который меня повёл папа. Тогда отмечали 50-летний юбилей балетмейстерского факультета ГИТИСа. И узнала, что балет может быть профессией, что есть ВУЗ, где этому учат. Я настолько полюбила ГИТИС, как он звучит, начала всё о нём читать, побывала на Дне открытых дверей, узнала о конкурсе 500 человек на место. Я была уверена, что это – моё место. Наверное, у каждого абитуриента есть такое чувство, когда он заходит в свой вуз и понимает, что не хочет выходить из этих стен. И при первом посещении ГИТИСа я поняла, что это – мой дом, как храм искусства.

Амина Жаман

Амина Жаман и Шон Стоун на премьере фильма Greystone Park в Нью-Йорке в 2012 году. Фото: Кейт Тейлор

Окончила я его в 2007 году. Свой вуз я по-прежнему люблю, даю мастер-классы на продюсерском и режиссерском факультетах и на кафедрах истории философии и литературы и иностранных языков. И меня там ждут, спрашивают, когда Амина вернётся. Я думаю, такой интерес оправдан тем, что я рассказываю не только о теории театра и кино, но и о практике, о важности знания английского языка в международной карьере, о том, как снять полнометражный фильм, не имея денег и связей, как его презентовать, как отправлять заявки на кинофестивали. Т.е. реальный путь реального человека. К тому же я никогда не обманываю своих студентов.

И я считаю, что преподавать должны только люди, состоявшиеся в своей профессии, а не только те, кто в ней родился. Не скрою, мне советовали поменять профессию, но поскольку об этом мне говорил человек, у которого 90% зрительного зала театра пусты, то я никогда не воспринимала это всерьёз.

А какой любимый предмет был в ГИТИСе?

Зарубежный театр. Лекции Андрея Александровича Якубовского потрясли меня и вдохновили на изучение американского театра. Я написала диссертацию по драматургии Юджина О’Нила, после чего родились две экранизации его пьес «Перед завтраком» и «Человек кино». И в планах – еще несколько экранизаций.

Студентам свойственно подрабатывать. Вы приобрели этот опыт?

Нет. Как говорил Юджин О’Нил, изменять своим мечтам – изменять самому себе. Я своим мечтам о высоком искусстве не изменяла. То, что делаю, я делаю так, чтобы не стыдно было пересматривать свои работы. Если говорить о музыкальных композициях – то же самое. Я творю не по плану, а по ведению души.

Подработки сильно отвлекают от основного дела. И я очень благодарна родителям, что они вдохновляли меня и дали возможность заниматься только учёбой.

Как вы решились снимать кино, а не играть на сцене театра?

Я очень хотела и до сих пор хочу играть на сцене театра. И для меня театр стоит выше, чем кино, потому что это настоящее мастерство. Не каждый, кто великолепно играет в кино, может также блестяще играть на сцене, здесь и сейчас, без второго дубля, с огромным количеством текста в голове, без запинок, с поставленным голосом и с уважением к своим партнёрам по сцене.

Я хотела поставить несколько пьес моего друга Дениса Захарова, драматурга и журналиста. Я считаю его «русским Капоте» с изумительным стилем и богатым литературным языком. Его пьеса «Маэстро» вдохновлена творчеством Джанни Версаче, она о закулисном мире индустрии моды, другая – «Фотография на память» – о встрече четырех президентов с Богом.

Я общалась со многими продюсерами, и пришла к выводу, что снять малобюджетный полнометражный фильм в США реальнее, чем поставить одноактную пьесу в Москве. Это абсурдно, но это так. Но я уверена, что время моих театральных постановок скоро придёт.

Амина Жаман

Шон Стоун, Амина Жаман и Эдди Муэнтес на репетиции. Фото: Кейт Тейлор

Когда вы сняли свой первый фильм, «Право любить», то в последний съёмочный день расплакались от счастья или усталости?

Нет, что вы! Не было никаких эмоций. Я не спала три месяца. Вместе с продюсером Мариной Болотоковой мы организовывали съёмки в стране, где до этого были один раз в качестве туристов. Из Москвы провели подготовительную работу: подбор главных актёров и режиссёра из Канады, Пола Курти. Ему понравился мой сценарий, он сделал свою режиссёрскую версию, нарисовал раскадровки, и мы встретились и лично познакомились уже в Нью-Йорке. В первом фильме я была автором сценария, автором музыки, семи композиций, и сыграла главную роль. Так что в титрах мало кому можно было выразить благодарность (смеётся).

Режиссёрский кураж поймали?

Никакого удовольствия в том, чтобы снять фильм, – нет. Те, кто занимается независимым кино, делают это для того, чтобы высказать всё то, что наболело в их душе.

И режиссирую я не для того, чтобы кем-то командовать, а для того, чтобы мой сценарий был поставлен в том же виде, в котором он был закончен мною, а не искажен, переписан или появился случайно под чужим именем. Для меня это очень важно. Главная цель – сыграть те роли, о которых я мечтаю. Поскольку сейчас меня никто на них не пригласит, я не жду этого предложения, а делаю его себе сама. Жизнь слишком короткая, чтобы ждать от кого-либо инициативы.

Когда мы с Мариной создали свою продюсерскую компанию, то скольким европейским, арабским, американским режиссёрам я написала письма! Даже не могу подсчитать – просто сотни. Иногда я вижу чьё-то имя на постере и вспоминаю, откуда же я его знаю. И понимаю: так я и ему свой сценарий посылала! Мне ответили только два режиссера: Педро Альмодовар и Пол Курти.

Амина Жаман

Амина Жаман и Шон Стоун читают сценарий. Фото: Кейт Тейлор

Альмодовар передал через свою ассистентку, что у него в производстве два фильма, и через полтора года он освободится и готов к постановке. А я не могла ждать. У меня было такое состояние: либо сейчас снимаем, либо никогда.

Так что «Право любить» мы сняли за 19 дней по голливудским темпоритмам, создали его из крупиц, никакого чуда не было, никаких добрых фей и Санта-Клауса, который подкинул бы связи.

Монтаж длился пять месяцев, и 21 декабря 2012 года состоялась премьера в «Продюсерз Клаб» неподалеку от Таймс-сквер. В этот день должен был наступить конец света, американцы очень боялись этого, так что зал можно было снять недорого. А для меня этот день – начало света (улыбается). Потом был год бесконечных фестивалей, большой успех на уровне независимого кино. Я не просто занималась продвижением фильма, но и в каждой стране смотрела фильм со зрителем, потому что мне очень интересно его мнение. И поняла, что зритель откликается на то, что сделано искренне, он откликается на правду. И я отношусь к публике, как к умному собеседнику.

Что было дальше?

Через полтора года вышел 23-минутный фильм «Перед завтраком» по пьесе Юджина О’Нила. Он был представлен в престижной программе «Кино без границ» на кинофестивале «Золотой абрикос» в Ереване.

Амина окончила РАТИ-ГИТИС в мастерской Бориса Морозова. Фото:interadygekhase.blogspot.ru

Чем вас заворожило творчество Юджина О’Нила? Он весьма специфический драматург…

Меня поразила абсолютная откровенность его пьес. И оригинальность не только его собственного стиля, но и каждой пьесы в отдельности. Он очень актуален, его пьесы не нуждаются в сильной адаптации. Его творчество резонирует с моим мироощущением. Я написала более 70 песен на английском языке, и все они в разных стилях: хип-хоп, r’n’b, рэп, рок, панк, джаз, поп с элементами классики. И пьесы Юджина О’Нила очень разные. Мне это близко. Мы оба постоянно экспериментируем с формой своих произведений.

Публика должна расти вместе с автором. Как только человек решает, что он знает всё, «умри всё живое, я иду» – он заканчивается и как человек, и как артист. Вот у О’Нила каждая пьеса настолько потрясающая и ни на что не похожая, что можно провести параллель с Альфредом де Мюссе. Ему тоже говорили, мол, не может быть, что один человек все это пишет. На что он ответил: «Мой стакан мал, но я пью из своего стакана».

Мое любимое произведение О’Нила – «Завещание Блеми», которое он написал от имени собаки для своей жены Карлотты, которая тяжело переживала смерть пса. Это блистательная форма утешения.

Амина Жаман

Шон Стоун, Амина Жаман и Джек Димич на съёмках фильма. Фото: Кейт Тейлор

Первые слова, которые произнёс красавец Шон Стоун, когда согласился сняться в фильме «Человек кино»?

Он сказал, что получил удовольствие от прочтения сценария. Что сценарий очень весёлый и, может, подождать еще месяц, когда станет тепло в Нью-Йорке. Или может, снять в Лос-Анджелесе? Там погода шикарная.

Конечно, Шон, который родился на съёмочной площадке фильма «Уолл-Стрит», не совсем представляет себе, что такое настоящее малобюджетное кино (смеётся). Дело не в том, что у меня нет желания снимать на собственной студии в Лос-Анджелесе в прекрасных условиях, а в том, что моя съёмочная команда в Нью-Йорке и я приезжаю на определённый период именно для съёмок фильма. У меня каждый день расписан.

Почему «Человек кино» – черно-белый фильм?

Чтобы зритель не отвлекался ни на какие детали, сразу перенесся в 1914-й год, в бедный мексиканский дом в штате Чиуауа, и всё его внимание было сконцентрировано на сюжете и игре актёров.

Я посмотрела фильм в оригинале, в цвете и черно-белый вариант, чтобы сравнить. И поняла, что именно для этой истории черно-белая версия лучше .

Я вдохновлена мексиканской культурой, побывала в 12 городах Мексики, и в доме великой художницы Фриды Кало. И очень надеюсь вернуться в Мексику, представить этот фильм на кинофестивале. У меня много друзей в Мексике, в том числе комик Эухенио Дербез, который недавно получил звезду на «Аллее славы» в Голливуде, актёр Омар Чапарро, cыгравший Хенри в «Право любить», съёмочная команда «Телевисы», крупнейшей телестудии мира.

С вашей энергией перерыв между следующей картиной явно будет недолгий…

Я и дальше собираюсь снимать фильмы, основанные на реальных событиях. И считаю, что никакая фантастика не сравнится с жизнью. И бывают такие события, от которых просто волосы дыбом и мурашки по коже. В моих планах фильм «ЛоВегас», полнометражная комедия, которую собираюсь снимать в конце года. Хочу показать, что есть счастье во втором браке, что бывает любовь со второго взгляда и что конец одних отношений – это начало других, еще лучших отношений.

Амина Жаман

Амина Жаман в будущем планирует снимать фильмы, основанные на реальных событиях 

Поговорим о ваших киновкусах. На каких фильмах вы росли, какие любите?

На индийских кинофильмах. Митхун Чакраборти был моим любимым актёром, за которого я хотела выйти замуж (улыбается). Также я любила мультипликационный сериалы «Хи-Мен и властелины Вселенной» и «Ши-Ра» и фильмы ужасов «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», «Я все еще знаю, что вы сделали прошлым летом» и «Крик».

Очень люблю творчество Оливера Стоуна и больше всего – его документальный фильм «Команданте» о Фиделе, когда мы видим простого живого человека, за гранью образа революционера и государственного деятеля. Ну а самый мой любимый режиссёр – это Мартин Скорсезе, который преподавал у Оливера Стоуна, несмотря на то, что они – практически ровесники.

И конечно, не могу не упомянуть «Титаник» Джеймса Кэмерона, в котором мне понравилось всё: история, масштаб, музыка Джеймса Хорнера, актёрские работы.

Из отечественного кино в школе меня впечатлила картина Иосифа Хейфица 1960 года «Дама с собачкой». Потом открыла для себя Сергея Бодрова-младшего в фильмах «Брат» и «Брат-2» Алексея Балабанова. Несмотря на то, что Бодров-мл. по профессии не был актёром, он очень искренний и естественный в кадре. Этого дара не хватает многим современным актёрам, которые не волнуют зрителя так, как волновал Данила в его исполнении, ставший братом для всей нашей страны.

Кстати, недавно посмотрела блестящий фильм «Антон Чехов. 1890» французского режиссера Рене Фере. Глаз не оторвать, с такою легкостью снята картина о самых ярких годах жизни писателя.

Был ли в вашей жизни фильм, который что-то изменил в душе?

Да, фильм «Дневники мотоциклиста», основанный на дневниках Че Гевары, снятый режиссёром Уолтером Саллесом.

Кино – это?

Иллюзия жизни.


Поделись с друзьями
Другие статьи по тегам
Комментарии(0) Комментировать
Загрузка...