18:03, 05 марта, 2019
Анатолий Белый: Даешь стихи в кино!
424 0
Лора Чугуевская
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Актер Анатолий Белый об арт-проекте «Кинопоэзия», деньгах и интересах, сложностях в объединении поэзии и кино

Весь февраль по выходным в кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Белгорода, Калининграда, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода можно было погрузиться в уникальный арт-проект и внимать стихам. Звезде сериалов «Орлова и Александров», «Садовое кольцо», «Ворона», актеру Анатолию Белому, удалось, казалось бы, невозможное: соединить кино и поэзию, то есть, по сути, впрячь коня и трепетную лань. Своим сакральным отношением к стихам Белый вдохновляет многих служителей киномузы и развивает просветительский проект «Кинопоэзия». О чем, собственно, и рассказывает Tricolor TV Magazine.

премьера, триколор, тв, журнал

Каждый уик-энд марта в кинотеатрах будет представлен новый сборник кинопоэзии

Свой проект «Кинопоэзия» вы окрестили «прививкой культуры». Как удалось сделать эту «прививку культуры» семи городам России?

Мы презентовали «Кинопоэзию» прошлым летом на «Кинотавре» и познакомились с маркетинговым отделом объединенной сети кинотеатров «Формула кино» и «Синема парк». Точнее, Роман Светлов, однокурсник, режиссер и актер, мой друг и крестный моего сына, познакомил меня со Светланой Ястребовой, руководителем маркетингового отдела. Она спросила, сколько у нас контента, я ответил, что более 30 фильмов. И она сразу же предложила: «Не хотите у нас их прокат сделать?» Конечно же, я согласился (улыбается).

Быстро собрал команду во главе с продюсером Викторией Абасовой. Наш круг единомышленников решил, что лучше всего связать «Кинопоэзию» с 14 февраля, Днем всех влюбленных, и продлить проект на весь февраль. Придумалась такая концепция, как «Четыре идеальных свидания», и показ кино четыре воскресенья февраля. Фильмы, которые идут в кинотеатрах «Формулы кино» и «Синема парка», мы собрали в тематические альманахи по 35-40 минут. Больше поэзии в отрезок времени сложно воспринимать.

По какому принципу отбирали любовную лирику для «Четырех идеальных свиданий»?

Принцип был следующий. Все фильмы, которые мы сняли за 2,5 года существования «Кинопоэзии», я распределял по альманахам: золотой век поэзии, два – связанные с серебряным веком, и один – по XX веку. Они не все подчинены любовной лирике, но материал выстраивался драматургически – где-то более грустная интонация, где-то более светлая, радостная.

премьера, триколор, тв, журнал

Читать стихи любимых авторов будут Анатолий Белый, Чулпан Хаматова, Сергей Безруков, Максим Виторган, Мария Миронова, Агния Кузнецова и другие известные актеры театра и кино

Чему посвящен альманах «Друзья, прекрасен наш союз»?

Костяк этого альманаха составили фильмы на стихи Александра Сергеевича Пушкина, а также произведения других авторов золотого века.

«От войны до наших дней» – какой посыл заложен в этом альманахе с ноткой пафоса и патриотизма в названии?

А какой посыл мы закладываем в каждый спектакль, фильм? Я меньше всего хотел бы выступать в роли ментора. Это название я подобрал по хронологии. «От войны до наших дней» – таким образом мы очертили список поэтов, от Юрия Левитанского, Давида Самойлова до Геннадия Шпаликова, Али Кудряшевой, Федора Сваровского. Внутри собраны совершенно разные по жанру, тематике произведения этих мастеров слова. Нет узкой направленности, в этой мозаичности много лирики, есть и гражданская позиция, и послевоенная романтика.

В «Кинопоэзии» пересекаются актеры разных амплуа. Чем завлекли или подкупили, например, Алексея Кортнева?

Алексея Кортнева мне ничем не пришлось подкупать, мы с ним давно дружим. У меня Леша ассоциировался с человеком, который вокруг себя собирает друзей. Я позвонил Леше и предложил почитать стихи. Он мне сразу же выдал: «А у меня есть отрывок из стихотворения Пушкина "19 октября 1827" , это твое». После концерта он приехал на станцию метро «Парк Победы», где мы снимали кино всю ночь.

Альманах «Серебряный век» связан с Марией Мироновой. Как она откликнулась на эту возможность самореализации?

Коллеги идут в «Кинопоэзию» с открытой душой, энтузиазмом, интересом. Потому что для них это что-то новое. Я примеряю на себя: если бы мне позвонили с таким предложением, мол, такая-то идея, не хочешь ли сняться, то я бы пошел с удовольствием. Речь идет не о деньгах, а об интересе.

премьера, триколор, тв, журнал

Смотрите и слушайте «Четыре идеальных свидания» в кинотеатрах в марте по выходным

Первый раз я позвал Машу Миронову прочитать закадровым голосом стихотворение Бориса Пастернака «Земля». Потом мы снимались с ней в сериале «Садовое кольцо», и была возможность поближе познакомить ее с проектом. Она отреагировала: «Ух ты!» И я ее снова позвал: «Маша, а давай вместе что-нибудь в кадре сделаем. Ты же здорово читаешь стихи, Пастернака прочитала просто прекрасно!» И она загорелась проектом, спродюсировала фильм на стихотворение «Але» Марины Цветаевой. Маша нашла деньги, и мы решили идти по большому, по гамбургскому, счету. «Давай позовем Михаила Кричмана? Ну откажет – так откажет. А вдруг? Чем черт не шутит. Давай попробуем громкую историю замутить», – предложила она. Я подумал: «Почему бы и нет, если в кадре будет Миронова?» Позвали Кричмана, и он согласился. И в перерыве работы над съемками картины Андрея Звягинцева Михаил снял «Але» для «Кинопоэзии». Фильм получился настолько мощным, что вышел в финал фестиваля поэтического кино в Лос-Анджелесе! В этом фестивале приняли участие фильмы из 20 стран. Я очень надеюсь, что мы с Машей еще поснимаем много чего для «Кинопоэзии».

Вы часто читаете произведения своих любимых поэтов – Мандельштама, Пастернака, Бродского и Маяковского. Как бы вы их творчество сравнили со стихиями природы?

Да, эти поэты наиболее созвучны со мной на сегодняшний день. Главные стихи, которые я выучил в своей жизни, – это произведения этих авторов. И когда я сделал триптих, то обозначал их творчество скорее как времена года XX века, скажем так, а не стихии. Ассоциирую следующим образом. Мандельштам – это весна XX века, какие-то надежды, клейкие листочки, которые перешли в душное пастернаковское лето, такое запертое переделкинское лето, как символ духоты в истории России. А потом осенняя листва Маяковского устелила дороги, и снежный покров Бродского убелил нашу землю и историю.

Ваши пожелания всем зрителям «Четырех идеальных свиданий»?

Наслаждайтесь!

Фото: «Кинопоэзия»

триколор, тв, журнал

Поделись с друзьями
Комментарии(0) Комментировать
Загрузка...