15:41, 05 августа, 2019
Алексей Петрухин: интервью
493 0
Оксана Бондарчук
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Алексей Петрухин – о режиссуре драмы «Последнее испытание», реальных участниках трагедии «Норд-Оста» и фильмах на сложные темы

В широкий прокат 29 августа выходит захватывающий триллер «Последнее испытание» – непрямое продолжение фильма «Училка» с Ириной Купченко в главной роли. Лента снята по мотивам реальной трагедии – захвата заложников во время мюзикла «Норд-Ост» в Москве в октябре 2002 года. Картина рассказывает о том, как учительница истории ведет переговоры с террористами и пытается спасти детей. Tricolor TV Magazine поговорил с режиссером ленты Алексеем А. Петрухиным о том, как снимать истории о реальных терактах деликатно, правдиво и зрелищно.

премьера, триколор, тв, журнал

Алексей Петрухин выступил продюсером таких российских проектов, как «Сматывай удочки», «Последний искатель», кассового хита «Вий» и его продолжения

Алексей, вы, как продюсер, выпускаете много ярких проектов. Почему «Последнее испытание» захотели режиссировать сами? Какая личная боль лежит в основе этой картины?

В любой задумке автора всегда есть личная боль или радость, опыт. Для меня «Последнее испытание» – это продолжение разговора, который был поднят в фильме «Училка». После выхода первой картины я увидел реакцию, резонанс от зрителей и решил сделать второй фильм. Сценарий лежал еще с 2005 года, он был в другом жанре, в духе «Крепкого орешка», был построен вокруг одного человека, который всех спасает. Но после фильма «Училка» мы решили его переписать, интегрировать туда класс с нашей училкой, чтобы продолжить общение со зрителем, поднять социальные темы, поговорить про террористов. Кто эти нелюди? Ведь до того, как они взяли оружие в руки, они были людьми. Что случилось? У них же тоже была какая-то мотивация идти на такое. Хотелось найти эти причины, узнать, почему появляются террористы. Ярлык, который приклеился к «лицам кавказской национальности», тоже неправильный. Это еще больше нас разобщает. Именно желание мира послужило основным мотивом сделать эту картину.

Тема сложная, больная. Смотришь трейлер – мурашки. Какие у вас, как у режиссера картины, были опасения, когда подступали к материалу, удалось ли их избежать?

Слово «сложное» меня всегда ломает, для меня оно образовано от сочетания «с ложью». Я бы сказал, что тема трудная. Опасения были за то, как актеры, игравшие заложников, смогут передать на экране те эмоции, ощущения, ведь никто из них, слава богу, не был в подобных ситуациях, и, несмотря на понятие «вжиться в роль», задача была непростой. Пришлось на площадке создавать определенные условия, на эмоциональном уровне приближенные к реальным: шум, стрельба, крики, жесткая манера общения. Приходилось это делать, чтобы артисты как-то погрузились в обстоятельства. Опасения не оправдались. Кино получилось, первые показы это подтвердили. Я спокоен, я сказал, что хотел. Понравится или нет – это дело вкуса. Для меня, как для автора, эта картина состоялась, я доволен на 100 процентов.

Сюжет снят по мотивам трагедии «Норд-Оста», но в целом это вымышленная история? Что принципиально вы изменили в кино, чего не было в реальности? Например, линия с учительницей – полностью вымышленная?

Да, фильм снят по мотивам трагедии «Норд-Оста» и других подобных трагедий, которые произошли в разных странах. Для России теракт во время «Норд-Оста» имел колоссальные политические последствия, а именно разобщение с Кавказом, в большей степени – с Чечней. Но, конечно, это кино, не документальный фильм, не расследование, конечно, это вымышленная история. Но линия с учительницей тоже создана на основе реальной истории. Во время «Норд-Оста» была учительница, она там внутри осталась, потеряла мужа, она разговаривала со смертницами, которые сначала казались страшными, а потом раскрылись: сидели, плакали, рассказывали, что они потеряли своих детей, семьи на войне и пришли мстить.

премьера, триколор, тв, журнал

В фильме снялись Ирина Купченко, Ирина Алферова, Андрей Мерзликин, Анна Чурина и другие актеры

Каков главный посыл ленты?

Если коротко, это кино о любви и мире. Это пожелание всем мира, пожелание использовать слова, а не оружие. А на самом деле пусть зритель решит, какой посыл у этого фильма.

В массовых сценах захвата зала террористами снялись реальные участники трагедии «Норд-Оста». Кто посоветовал это решение?

Да, я узнал об этом в первый день на съемочной площадке. Это решение им посоветовали психологи: чтобы избавиться от травмы, им посоветовали заново пережить случившееся в кино. В какие-то моменты они приходили к нам на помощь и подсказывали детали, которые происходили в реальности, советовали. 

Вы, можно сказать, заново открыли Ирину Купченко. Что вас в ней удивляет больше всего?

Ирина Петровна – гениальная актриса, легендарная. Мы много общались, репетировали, искали зерно, она всегда ищет суть роли, она познает, ей важно все: почему ее героиня делает так, а не иначе, почему говорит именно с такой интонацией и так далее. Она всегда что-то показывает, предлагает, приходит со своими заготовками или спрашивает не стесняясь, что вообще не понимает, как поступить. Мы много общаемся, прежде чем снимать. Она все тексты знает наизусть. Есть актеры, которые не учат текст, и на площадке приходится тратить много времени и эмоций на то, чтобы дубль сложился. Ирина Петровна – это актриса первого дубля. Все делает так, как нужно. Она любит общаться с молодыми актерами, которые играют наших школьников, потому что, как она говорит, у них нет штампов, клише, наработок, техники, они живые, искренние, и ей это помогает в работе.

Какой вы видите аудиторию своего фильма?

Как и любой создатель, я хочу, чтобы аудитория моего проекта была от млада до стара. Конечно, есть маркетинг фильма, но в данном случае, как и с первой «Училкой», это картина для всех – школьников, взрослого поколения, будущих родителей. Это картина о мире и любви. А это главные столпы нашего общества. Надеюсь, зритель будет разный и будет по-разному смотреть фильм.

Все с интересом ждут ваших новых проектов. Расскажите, как ваш проект «Преступление и наказание» с Тилем Швайгером в главной роли?

Да, у нас много проектов в работе. «Преступление и наказание» – один из знаковых, к которому мы подходим очень бережно и осторожно, стараемся не спешить, не гнаться за сроком выхода. Подготовиться, чтобы получить wow-эффект. У нас большой пакет уже готовых фильмов в постпродакшене, и мы начали уже выпускать ряд фильмов. Поэтому сейчас собираем финансы – все, что было вложено в картины, теперь реализовываем, продаем, чтобы приступить к новым проектам. «Преступление и наказание», думаю, мы будем снимать в 2020 году и через пару лет представим на суд зрителей. Это будет масштабная зрелищная смысловая картина, легкий взгляд со стороны на нашу классику.

премьера, триколор, тв, журнал

Премьера фильма «Последнее испытание» запланирована на 29 августа

«Тайна печати дракона» – ваш еще один смелый проект. Не было ли у вас желания показать актерам Арнольду Шварценеггеру или Джейсону Флемингу «Последнее испытание»?

Фильм «Тайна печати дракона» завершен. Очень хочется быстрее показать его зрителям, в мировой прокат он выходит 16 августа. «Последнее испытание» Арнольду Шварценеггеру не показывал, но это хорошая идея – нужно это сделать и получить от него дружеский комментарий, возможно, даже помощь в продвижении. Он уже видел «Тайну печати дракона» и был в диком восторге, сказал, что и не думал, что в России картину могут снять в чем-то сильнее, чем в Голливуде. Фильм действительно получился мощным, с яркими спецэффектами, драматургией – в общем, есть чем гордиться.

Вы очень разносторонний – как продюсер и как режиссер. Как для себя определили вашу главную миссию в кинематографе?

Спасибо за такую характеристику. Мне хотелось бы быть еще шире, смотреть на 360 градусов вокруг себя, хочется все попробовать, постичь, познать – новое, неизведанное и непонятное. Заниматься и тем, и другим. Но жизнь коротка – нужно определяться. Несколько лет назад я выбрал кино. Кино – это большая политика, это мощнейшее СМИ, искусство – самое проникающее и влияющее на внутренний мир человека. С помощью кинематографа можно сформировать мнение на любую тему. Поэтому, как бы пафосно это ни звучало, люди, которые занимаются кино, – как врачи: есть те, кто лечит, и те, кто калечит. Самая главная функция кинематографа – вдохновлять, объединять и образовывать. Для меня в любой картине хотя бы одна из этих функций должна присутствовать. Тогда это благородная миссия, тогда ты оставляешь позитивный созидательный след в обществе.


Поделись с друзьями
Комментарии(0) Комментировать
Загрузка...