13:01, 21 декабря, 2018
Сергей Сельянов: интервью
664 0

Один из ведущих продюсеров страны Сергей Сельянов – о создании отечественных блокбастеров, секретах громких хитов и просмотре кино за деньги

Один из самых известных продюсеров страны, создатель таких хитов, как «Брат», «Родина», «Призрак», «Аритмия», глава кинокомпании СТВ, соучредитель студии анимационного кино «Мельница» Сергей Сельянов выступил в Петербурге перед молодыми кинематографистами с откровенной беседой. Tricolor TV Magazine узнал из первых уст, что сегодня ищут продюсеры в России, может ли кино в нашей стране стать бизнесом, а высокобюджетный фильм – окупиться в прокате, стоит ли кинематографистам заискивать перед зрителем и пытаться понравиться Каннскому кинофестивалю.

премьера, триколор, тв, журнал

Сергей Сельянов на вручении кинопремии «Ника»

Скажите, действительно ли сейчас в России есть мощный запрос на масштабное высокобюджетное кино? Почему?

За последние 8-9 лет российское кино сделало очень существенный скачок вперед. В экономике у кино маленький прирост, но тем не менее он растет примерно на 15 процентов в год. Несмотря на два кризиса, кино развивается вот такими темпами благодаря повышению качества фильмов, которое произошло из-за реформы и господдержки кино (речь о зрительских лентах). Например, мы стали лучше снимать фантастические картины, улучшилось качество спецэффектов, компьютерной графики. Сейчас мы как раз заканчиваем постпродакшен фильма «Вратарь Галактики» с Джаником Файзиевым – там инопланетный сюжет, очень большой бюджет. Или вот сейчас закончили съемки фильма «Конек-Горбунок» – это не мультфильм, а кино, его мы снимали в таких огромных павильонах, которые, наверное, единственные такие в стране. Существует спрос на большое крупнобюджетное кино, потому что зритель приходит в кинотеатр, чтобы тратить деньги на то, чтобы посмотреть фильм на большом экране, фильм, который он не сможет увидеть или услышать на айпаде или айфоне. Сейчас снимается достаточное количество больших картин с огромными бюджетами. Да, это стало реальностью – российский зритель нуждается в 5-7 больших отечественных картинах в году.

Но это значит, что из проката уходят камерные фильмы, человеческие драмы без экшена и спецэффектов...

Они не уходят, их там и не было. Зритель не хочет за деньги (!) смотреть кино, пусть и хорошее, но которое можно с таким же успехом посмотреть на ТВ или айпаде. Люди очень чувствительны к тому, за что платить деньги. Все это вопрос экономики.

премьера, триколор, тв, журнал

Премьера одного из новых проектов CTB «Тайна печати драконов» запланирована на 7 февраля 2019 года

Если камерная человеческая история стоит обозримых денег – 40-45 миллионов, то этот проект имеет шанс получить 30 миллионов в виде господдержки из Минкульта. Это я описываю типичный случай. И если у продюсера есть опыт общения с телеканалами, то он может создать хороший, достойный фильм, который потом может остаться надолго, может продаться на вторичных рынках, может жить и даже в коммерческом смысле быть успешным. А что же большие фильмы? Ленты стоимостью 800 миллионов, из которых 300 государственных, но 500 миллионов – частных? На выпуск нужно будет потратить еще 200 миллионов… Итого 700 миллионов частных средств. Нужно, чтобы кассовые сборы были около 2 миллиардов, чтобы «отбиться» в России.

Такой случай был только один – с фильмом «Движение вверх». Понятно, что на него ориентироваться нельзя. Есть еще международный рынок, но туда мы впервые основательно вышли только лет пять назад, нас там до этого не было вообще. Авторское кино всегда было, а вот зрительское – никогда.

Когда задумываешь фильм, важно ли следовать зрительскому сознанию, своему времени?

Вы можете либо его преодолевать, либо «сламывать», либо следовать ему. Но ставить его впереди собственной деятельности бессмысленно. Если вы умеете чувствовать время – зритель ответить вам фидбэком. Мы все равно живем во времени, но есть ли у вас рецепторы, которые помогут вам воспринять это и выписать на бумагу, а потом вынести на экран, – это еще вопрос.

Когда к вам обращается автор, режиссер, вы смотрите на то, какие фестивали он выиграл? Или вам важна сама личность?

Продюсеры бывают разные. Одни занимаются только авторским кино, другие – исключительно жанровыми проектами. А кто-то делает и то и другое. Для зрительского кино фестивальный успех не важен, а для авторского – это чуть ли не единственный критерий успешности. Надо выбирать либо одно, либо другое. Общих установок нет, все зависит от индивидуальности автора и предпочтений конкретного продюсера. Конечно, фестивали – важная часть кинематографа во всем мире. Хотя очевидно, что победы определяет мнение 5-7 людей, политика и интриги. Глупо делать фильм под фестиваль. Главное – создать качественный фильм, за который не стыдно. Основой фильма всегда является авторская воля. Не фестивали. Не что-то другое. Авторская воля. Если режиссер начинает в фильме что-то «подпиливать», что увеличит, по его мнению, шансы попасть на Каннский кинофестиваль, когда режиссер пытается изменить фильм, чтобы он понравился на фестивалях, я считаю, что это путь в никуда. Все – внутри фильма, это он вам определяет суть всего, что с ним делать, его слушать надо, а не командовать им. Ваша творческая воля должна быть подчинена проекту. С того момента, когда вы придумали идею, нужно всегда слушать эту идею и ей следовать.

триколор, тв, журнал

Анимационный фильм «Алеша Попович и Тугарин Змей» стал одним из первых, выпущенных студией «Мельница»

Если к вам придет человек не из индустрии со своей историей, но у него не будет опыта работы, воспримут ли его серьезно?

Могу привести прекрасный пример. Как-то на анимационную студию «Мельница» пришло письмо: «Пишу сценарии на заказ». Автору, по его словам, был 21 год. «Пишите образец вашего творчества», – отвечаем мы. Вскоре приходит образец – сценарий на 20 минут – анимационный фильм про Алешу Поповича, который впоследствии стал очень успешным проектом. Мы стали вместе его дорабатывать, находясь в переписке, так как денег, чтобы вызвать автора из другого города, на тот момент не было. В конце концов мы встретились. Оказалось, что автору на самом деле 17 лет, до этого он не написал ни одного сценария. То есть это был первый сценарий, который он написал в своей жизни. Ему просто очень хотелось. Поэтому он всем разослал письма «Пишу сценарии на заказ». И когда ему ответили: «Присылай» – он за день сделал, потому что надо было писать. Вот это успешный пример про человека, что называется, с улицы.

премьера, триколор, тв, журнал

Сергей Сельянов гарантирует, что все тексты, присланные в кинокомпанию CTB, будут прочитаны

Что касается режиссеров, то стандартный путь – снять короткометражные фильмы, которые о вас могут что-то сказать. Причем, если я вижу, что человек уверенно работает с актерами, чувствует ритм и прочее, я могу общие огрехи в фильме не брать во внимание. Хотя, знаете, не всем авторам короткометражек удается подтвердить свой успех в большом кино… А бывает, когда человека знаешь очень хорошо, то и примеров его работ никаких не нужно. Например, до того как Сергей Бодров снял «Сестер», у него не было никаких режиссерских работ, это был его дебют. Но у меня не было сомнений, даже вопросов не возникало, сможет Сережа сделать хорошее кино или нет.

А вы сами читаете сценарии, которые приходят на СТВ?

Раньше читал все сам, теперь в компанию приходит около 1500 сценариев в год, и я не могу читать все. Сначала они проходят редакторский отбор, затем тексты показывают мне. Если вы думаете, что я взял редактора без мозгов и никто не заметит вашего прекрасного текста, то вы ошибаетесь. Сильный сценарий пропустить невозможно, это вообще редкость. Он бьет в глаза – как прожектор. Качественный текст – это бриллиант. Его невозможно пропустить. 99 процентов его заметят. Так что смело присылайте его нам.

Какое кино вам интересно делать?

Мне интересно делать разнообразное кино. Компания СТВ с самого ее основания имеет два девиза: «Пусть расцветают 100 цветов» и «Опора на собственные силы», оба из китайской философии. Я руководствуюсь и рациональными мотивами – например, финансовыми. Если это авторский фильм, важна фигура режиссера, если режиссер что-то сделал значительное.

Жалеете ли вы о чем-либо, сделанном в начале своей кинокарьеры?

У меня психика достаточно ровная, устойчивая. Лет в 13 я решил, что буду заниматься кино, вот и занимаюсь. Не надоедает, это исключительно увлекательная деятельность. Жалеть? О прошедшем времени я думаю очень мало. Не очень люблю сослагательного наклонения «а вот если бы…». Это слабая позиция. Что сделано, то сделано, зачем жалеть.

Фото: Facebook CTB Film Company, CTB Film Company


Поделись с друзьями
Комментарии(0) Комментировать
Загрузка...