14:40, 20 июля, 2017
Когда супруг становится чужим
1 675 0
Оксана Бондарчук
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Борис Хлебников о съемках фильма «Аритмия», инфантильных мужчинах и разводе

Лучший российский фильм года (гран-при и приз зрительских симпатий фестиваля «Кинотавр») «Аритмия» продолжает завоевывать зрителей по всему миру. Недавно лента Бориса Хлебникова с Ириной Горбачевой и Александром Яценко в главных ролях удостоилась приза на киносмотре в Карловых Варах и была с аншлагом показана на армянском фестивале «Золотой Абрикос». Зрителей тронула история о враче скорой помощи с обостренным чувством справедливости, который борется против системы за каждого больного, и его сильной супруге-медике, которые вдруг стали чужими друг другу и решили развестись. Режиссер Борис Хлебников рассказал зрителям о том, что изначально планировал снимать комедию, но постепенно история стала драмой, о поиске актеров на главные роли и мужчинах, которые в профессии – боги, а в семье – дети.

премьера, триколор, тв, журнал

Ирина Горбачева, Борис Хлебников и Александр Яценко на фестивале «Кинотавр»

Борис, был ли прототип у главного героя-врача в жизни? Он настолько реалистично показан...

Я действительно хорошо знаю этого героя – это Саша Яценко (актер Александр Яценко. – Ред.), который и сыграл главного персонажа Олега. Саша очень похож на своего героя. Когда писали сценарий, перед нами стояла задача показать героя, которому в профессиональной жизни интуиция позволяет быстро принимать решения, и в профессиональной жизни он на 10 лет старше своего реального возраста, а в семейной жизни, наоборот, он – абсолютно инфантильный 13-летний поросенок. Он не принимает в семейной жизни никаких решений, постоянно вынуждая принимать решения свою жену.

Но когда героиня выходила замуж, она ведь знала за кого. Почему для нее стало сюрпризом, что муж так и не повзрослел?

Для нее не сюрприз то, что он не повзрослел. Ее все устраивает в его характере, даже то, что он – пьющий человек, у нее нет никакого с ним личностного противоречия. Противоречия появляются тогда, когда двое хороших людей, которые друг друга устраивали, вдруг начинают ходить по квартире как чужие люди, не замечая друг друга. Когда он перестает замечать ее, тогда и возникают проблемы.

Что помогло семье преодолеть кризис – время?

Они много чего поняли друг для друга, но останутся они вместе или нет, что будет с героями дальше, честно, я не знаю.

Расскажите о вашем методе выбора актеров на главные роли.

У всех режиссеров по-разному складываются отношения с актерами. Я в какой-то момент понял, что мне совершенно не интересно перевоплощение актеров, когда они перевоплощаются в разные образы – здесь он жар-птица, а там – Гамлет, и ты следишь за этим, как за швейцарскими часами, то есть как за совершенным, но механизмом, который перевоплощается. В этом смысле для меня 90 процентов работы с актером заканчивается на кастинге, когда я пробую актера. Для меня актер должен в какой-то степени повторять героя в привычках, в том, как складывалась его судьба, то есть походить на персонажа из сценария. Чтобы не было никакого перевоплощения. При таком выборе впоследствии на съемках, когда актер начинает рассказывать знакомые для себя вещи, он начинает добавлять что-то от себя, невероятное количество точных деталей, и герой становится богаче, чем я предполагал. Да, актер идет по сценарию, со всеми словами, с предлагаемыми обстоятельствами, но он привносит в персонажа что-то свое, вплоть до моторики, реакции и т.д. Он знает, понимает героя. А ты только направляешь его.

премьера, триколор, тв, журнал

Ирина Горбачева и Александр Яценко в фильме «Аритмия»

В таком случае, как происходит сближение актера и режиссера, порой незнакомых друг другу людей? Как вы по-человечески узнаете актера? Расскажите, как выбрали в главные героини Ирину Горбачеву.

На кастинге можно не только дать текст и сделать пробы с актером, но и потом покурить-поболтать с ним, поспрашивать, позадавать вопросы, можно даже какие-то совсем дурацкие. И все становится понятно. Если вы не знаете актера, то на самих пробах, когда он читает текст, вы понимаете, это хороший актер или нет, а как человека вы его узнаете и понимаете в перерывах между пробами. В случае с Ирой Горбачевой возникла уникальная ситуация. У нас был длительный кастинг, я очень долго искал главного женского персонажа. Мне хотелось, чтобы в фильме было два героя – два хороших человека, которые почему-то разводятся. Я не хотел, чтобы был главный герой и жена главного героя. Мне принципиально нужен был второй полноценный главный герой – жена. То есть муж и жена, а не главный герой и супруга главного героя. На кастинг приходили очень хорошие талантливые актрисы, но, когда мы репетировали ссору с мужем, у них почему-то включалось абсолютно женское начало, и создавалось ощущение, что эта женщина очень хорошему человеку зачем-то полощет мозги. Приходили жены главного героя. А мне нужна была героиня. Муж и жена, чтобы они были товарищами, партнерами. И вот на пробы пришла Ира Горбачева и сделала это с первого раза. Сразу стало понятно, что она – главная героиня фильма.

премьера, триколор, тв, журнал

«Аритмия» выйдет на большие экраны в сентябре

Легко ли лично вам реализовывать свои фильмы, всегда ли вы находите своего продюсера?

У меня все сложилось довольно просто, ничего интересного я вам не расскажу. Когда я написал первый сценарий, то появился продюсер, который хотел снять свое первое кино. Подали заявку, получили деньги. И так складывалось все следующие годы, по похожему сценарию.

«Аритмия» была создана при господдержке. Но очень часто мы слышим критику, что система работает не так, дескать, надо давать деньги не этим режиссерам, а другим… У вас есть какое-то представление о гармоничной системе государственной поддержки фильмов?

Во Франции существует, на мой взгляд, органичная система регулирования национального кинопроцесса. Это фонды, которые поддерживают кино, это поддержка других стран Евросоюза, это невозможность выхода в прокат американского фильма в тот же день, когда выходит в прокат национальная картина, это показы в прайм-тайм на ТВ с предварительными лекциями… Я говорю сейчас очень общо. Французский закон о кино занимает два толстенных тома, и, если серьезно об этом говорить, то надо изучать эти два тома. Это огромная система взаимодействий, и главное, что у них есть понимание того, что кино – это часть искусства, часть национальной культуры, а не просто люди деньги башляют.

Фото: MarsMediaEntertainment, Кинокомпания СТВ



Поделись с друзьями
Другие статьи по тегам
Комментарии(0) Комментировать
Загрузка...